ПЕРВЫЕ магнитогорские лифты смонтированы на ММК еще в середине тридцатых годов. В жилых домах они были запущены в сороковые годы.
Сегодня на обслуживании МП «Лифт» их 1450. Во многих домах срок эксплуатации железных кабин закончился. По словам замдиректора МП «Лифт» Олега Пустового, сегодня технически неисправных в городе нет. Зато много лифтов, у которых скоро закончится срок эксплуатации, или они уже отработали свой ресурс, но ими продолжают пользоваться. При этом, по утверждению Олега Станиславовича, они технически исправны и безопасны.
МП «Лифт» проводит ежегодное техническое освидетельствование каждого подъемника. Благодаря действующей программе контроля, бездействующих лифтов стало намного меньше, а технические неисправности практически во всех случаях устраняют менее чем за четыре часа.
Простои снижены втрое. Одновременно втрое увеличено их оснащение системами безопасности. Несмотря на обшарпанный вид и прожженные кнопки, лифт все-таки едет. Три рубля пятьдесят пять копеек за квадратный метр, ежемесячно высчитываемые с жильцов за пользование лифтом, не уходят в пустоту.
Застрять в лифте не страшно: каждый диспетчеризирован, наблюдение за работой ведется круглосуточно с 22 пунктов. За пультами наблюдают аттестованные работники. Пульты позволяют полностью контролировать работу лифта, вести переговоры с людьми, находящимися в кабине. Современное диспетчерское оборудование позволяет следить за несанкционированным проникновением посторонних в шахту лифта и машинное помещение, состоянием контактов безопасности лифта и сигнализировать о неисправности, выводя информацию о поломке на монитор компьютера. Один такой комплекс позволяет одновременно осуществлять контроль за работой 500 лифтов.
Однако, по правилам, лифт, прослуживший 25 лет, должен быть заменен. Новые механизмы в городе есть. Но здесь и начинаются трудности. С июля 2004 года у нас действует долгосрочная целевая программа «Обеспечение стабильной, безопасной работы лифтового хозяйства, обслуживающего му-ниципальный и кооперативный жилищный фонд Магнитогорска на 2005-2010 годы». Она предусматривает замену 130 лифтов. В прошлом году на это выделили 20 миллионов рублей, что позволило МП «Лифт» произвести замену 24 лифтов, отработавших свой срок, и отремонтировать 169 кабин.
Главный вопрос сегодня -денежные средства на замену старых лифтов. Раньше срока она не предусмотрена, разве что жильцы самостоятельно соберут деньги и оплатят стоимость работ. Пассажирские лифты, находящиеся в муниципальном жилом фонде, являются собственностью администрации города. Следовательно, сколько средств запланируют в бюджете, столько МП «Лифт» подъемников и заменит.
В кооперативных домах ситуация иная. МП «Лифт» готово сразу преступить к замене лифта, как только владелец, то есть жильцы, решит вопросы по его приобретению и заключит договор на демонтажно-монтаж-ные работы. Но обновка - удовольствие не из дешевых. Стоимость лифта на девять остановок вместе с оборудованием колеблется в пределах миллиона рублей, стоимость капитального ремонта вместе с оборудованием - от 15 до 130 тысяч рублей.
Получается, чтобы поменять лифт в одном подъезде девятиэтажного дома, придется скинуться тысяч эдак по 27. Деньги немалые. Остается одно -беречь то, что имеем. А беречь пока не научились: в прошлом году аварийно-восстановительной службой МП «Лифт» после налета вандалов зафиксиро-вано более девяноста случаев сбоев в работе лифтов. Три было выведено из строя поджигателями. Обычное дело: что имеем - не храним.