Магнитогорский трамвай – то, чем Магнитка по праву может гордиться. Он занимает третье место в стране после Петербурга и Москвы по количеству маршрутов и протяженности пути.
В то время как в целом по стране электротранспорт переживает не лучшие времена, в Магнитогорске – постоянно развивается. Обновляется парк, прокладываются новые линии. Но есть одно «но» – кадровый дефицит. На 1 марта 2022 года в штатном расписании МП «Маггортранс» – 392 водителя трамвая. Фактически – 305 человек. Предприятию не хватает 87 сотрудников. Дабы решить эту проблему, МП «Маггортранс» провёл встречу с журналистами, чтобы рассказать о том, как проходит обучение водителей трамваев и чем интересна данная профессия.
Встреча начинается в левобережном депо. Здесь расположен учебный центр МП «Маггортранс». Обучение будущих водителей проходит в течение пяти месяцев. Два с половиной месяца будущие водители изучают теорию: устройство вагонов, схемы электропитания, правила технической эксплуатации, ПДД. Потом выходят на практику. На учебном вагоне нужно «откатать» 45 часов плюс 246 часов пассажирской практики с водителем-инструктором. Пассажирская практика проходит и на старых, и на новых вагонах, по всем городским маршрутам. После этого студенты сдают экзамен по вождению в ГИБДД и получают права категории Tm – трамвай. Курсантам ежемесячно выплачивается стипендия в размере 5000 рублей. По окончании обучения гарантировано стопроцентное трудоустройство. Прошедшие курсы получают квалификационную категорию водителя третьего класса.
– Получить профессию «водитель трамвая» могут все желающие со средним образованием в возрасте от 21 года, – уточняет преподаватель учебного центра МП «Маггортранс» Светлана Вежновец. В должности преподавателя она работает с 1982 года, почти 40 лет. Окончила горный институт по специальности «инженер-преподаватель электро-энергетических дисциплин». Долгое время занималась подготовкой водителей трамваев в училище № 97. – Конечно, меняются студенты. Сейчас они раскрепощённые, не так боятся преподавателей.
Говорит, среди учащихся есть и металлурги, и педагоги. Многим просто нравится вождение. Плюс к этому – у водителей повышается заработная плата, так что часть обучающихся решает получить новую специальность по экономическим соображениям. И хотя традиционно профессия водителя трамвая считается «женской», из-за хорошей зарплаты приходит на обучение всё больше мужчин. Средний возраст «студентов» – 30–35 лет. Раньше на учёбу брали только молодёжь не старше 35 лет, потому что водители-женщины выходили на пенсию в 50. Теперь же возрастные ограничения не играют такой роли.
– Сейчас в связи с повышением пенсионного возраста работаем индивидуально, если видим, что человек, даже если ему 45–47 лет, сможет освоить процесс обучения, проходит медкомиссию – можем взять, – отмечает Светлана Вежновец.
В настоящее время в учебном центре проходят обучение две группы, всего 11 человек. С 1 апреля МП «Маггортранс» набирает новую.
Исполняющая обязанности начальника отдела персонала МП «Маггортранс» Наталья Горбунова отмечает и другие плюсы работы: официальное трудоустройство, полный соцпакет в соответствии с трудовым законодательством, заработная плата 35–50 тысяч рублей и выше – с начала года зарплаты водителей МП «Маггортранс» выросли на 22 процента, льготное пенсионное обеспечение. Если мужчина отработал в качестве водителя 20 лет, он выходит на пенсию в 55 лет. Женщине для выхода на пенсию в 50 лет нужно отработать 15 лет. Плюс оплачиваемые отпуска, ежегодная индексация заработной платы, льготные путёвки, частично оплачиваемые предприятием, в летние лагеря для детей, гарантированное повышение квалификации за счёт работодателя.
Водители сами выбирают для себя удобный график работы. Можно работать по двусменному графику (пять дней с утра, два выходных и пять дней во вторую смену), трёхсменному (четыре смены с утра, четыре смены во вторую и четыре смены в ночь) или пятидневке с разделением смены на две части. При разделении смены водитель работает в час пик с пяти–шести утра четыре часа до 9.00 и после перерыва выходит на линию в 14.00–15.00 часов до 19.00–20.00. Таким образом, рабочая смена составляет 8–9 часов, при этом графике у водителя максимальная заработная плата.
– Зарплата в 35–50 – не предел, – уточняет Наталья Горбунова. – Заработок зависит от квалификации, стажа и отработанных часов. При 164.4 часах в месяц «чистыми» выходит 35 тысяч. Кстати, магнитогорских специалистов очень охотно приглашают на работу в Москву и Санкт-Петербург, потому что они очень квалифицированны. Если происходит аварийная ситуация, столичные водители дожидаются аварийную бригаду, магнитогорские могут сами довезти вагон до депо. Поэтому и зовут на высокие зарплаты до 100 тысяч рублей, выделяют 12 тысяч на съём жилья.
Что касается квалификации, поднять её с третьего класса до первого можно за два года – победив на конкурсах профессионального мастерства. Или повысить мастерство на класс, отработав два-три года и пройдя курсы повышения квалификации.
Вторая часть пресс-тура проходит в правобережном депо. Здесь как раз идёт практическое обучение. Всего на балансе МП «Магортранс» два учебных вагона – модели КТМ-5М3 (71-605). Один находится в левобережном депо, другой – в правобережном. Хотя модель и старая, зато позволяет лучше изучить техническую часть управления вагоном – тут самое сложное оборудование. Бывает, что, на отлично сдав теорию, после практики обучающиеся отсеиваются – не каждому дано освоить профмастерство. Так, за прошедший год из 33 человек, пришедших на обучение, получили профессию 24 человека.
– Главное: внимание и реакция. И конечно терпение, – объясняет преподаватель Анатолий Куршук.
Анатолий постоянно трудится водителем МП «Маггортранс» с 1988 года. Говорит – водить трамвай мечтал с детства. А потому, поменяв несколько профессий и попробовав себя в сфере торговли, вернулся на любимую работу. Когда-то сам учился на этом же вагоне, на котором теперь стажирует новобранцев. Раз в год опытных специалистов снимают с основной работы и отправляют учить будущих коллег. Инструкторский стаж Анатолия Куршука – 8 лет. В течение месяца каждый ученик должен пройти 45 часов практики на учебном трамвае без пассажиров. Учёба с раннего утра, с 6.00 до 14.00, подъём в 4.00–4.30. Ещё полтора месяца после получения первых навыков обучающиеся проходят практику на пассажирских вагонах. При этом за каждым курсантом закреплён опытный водитель. Тут же добавляет: исполнить мечту никогда не поздно – приходили и в 50 лет, и в 51 год получить профессию водителя трамвая и сейчас работают.