ПОПАЛИСЬ МНЕ СНИМКИ сорокалетней давности: семейные фото в городских скверах – на проспекте Металлургов, за кинотеатром имени Горького. Фон знаком – фигурные решетки, клумбы, фонтаны. Но непривычна атмосфера: парки заполнены горожанами всех возрастов, никто не спешит – все прогуливаются. Скажете, сегодня жизнь не дает ни времени, ни повода расслабиться, а парки прошлого с массовиками-затейниками, духовыми оркестрами, танцевальными пятачками устарели? Отчего тогда они процветают в городах, которым в наследство от дореволюционного и советского прошлого остались пешеходные зоны, многокилометровые набережные и старинные сады и скверы?
Разговорились мы об этом с резчиком по дереву Михаилом Середкиным после его летнего круиза по Волге, Каме и Белой. Ему еще и с прошлогодней поездки по Золотому кольцу есть что припомнить. Что ни город-городок на туристском маршруте, то свой прогулочный центр с сувенирными лавками, точками общепита, уличными музыкантами. Хочешь – траться на памятные пустячки и фаст-фуд, сыпь мелочь музыкантам и художникам, не хочешь – глазей «за так».
У Середкина давняя мечта – обустроить такой центр под небом Магнитки. Именно под небом, чтобы с народными гуляньями, выставками на открытом воздухе и уличными музыкантами. У волжских, камских, бельских, среднерусских городов есть что перенять. В Костроме уличные художники собираются на «сковороде» – площади вокруг памятника Ивану Сусанину, объединились в общество с символическими вступительными взносами. Городская администрации на их площадное творчество смотрит благосклонно – художники привлекают туристов, милиция творцов не обижает, выставочное пространство не ограничено – улица. Тут же – сувенирные лавки, торговые ряды, лотки коллекционеров со старинными открытками, медалями, значками, монетами. В Казани улица Баумана – один из местных Арбатов: фонтаны, кафе-мороженое, мастерские и студии под открытым небом, скамейки, свидания, никакой коммерции, кроме лакомств и сувениров – в том числе предметов народного промысла. Публика всех возрастов фланирует, молодожены фотографируются, негромкая музыка отовсюду – на каждом пятачке своя...
Городская эстетика Арбатами не ограничивается. Цветов в Казани – пропасть, даже герб города выполнен в цветах. И еще, к вопросу о городской культуре: пиво-орешки на остановках продавать не принято – здесь только киоски «Роспечати», а за пивом пожалуйте подальше от большой дороги. Во Владимире «луноходик» пьяных с людных мест собирает. В Нижнекамске – акцент на городском разноцветье: цветники, украшенные многоэтажными вазонами, рассеяны даже на окраинах, а дома в новостройках всех оттенков, повсюду множество скульптур малых форм, вдоль всех проспектов – деревья, яркие весь год – яблони и рябина. В Чебоксарах «обыграли» речную косу: украсили фонтанами. В Нижнем – выставки цветов, цветочные календари на клумбах.
И повсюду – пропасть невероятных музеев и выставок вроде владимирского музея велосипедов или коллекции, посвященной истории пьянства. В Магнитке пока мобильную роль коллекционеров взяли на себя антикварные лавочки. Но наш пролетарский город потянул бы если не малый музей на людном месте, то музеюшку, выставку ремесленной или социальной направленности – был бы инициативный человек.
Михаил Середкин из таковских. У него богатый опыт работы с детворой: во многих магнитогорских семьях хранятся детские лагерные поделки разных лет – рисунки на срезах деревьев, аппликации, сувенирные домики из чурочек. Прошлым летом Середкин путешествовал с подростками из училищ, отправивших ребят на всероссийский фольклорный фестиваль. Понаблюдал за ними со стороны, подметил творческие струнки, организовал в дороге импровизированные мастерские, где рисовали, клеили и резали по дереву. Выставку провел прямо в поезде – с успехом. Этим летом уже на теплоходе снова взял на себя роль наставника – туристская детвора за ним гурьбой ходила: раскупили на берегу запасы альбомов, мелков и гелевых ручек, всю дорогу рисовали, а в конце путешествия – выставка. У родителей, разучившихся держать в руках не то что инструменты, но и цветной карандаш, слезы в глазах стояли: детеныш в вернисаже участвует!
В Магнитке немало мастеровитых людей, способных с одного попадания приохотить малышню к ремеслу, заразить радостью рукоделья. Пытаться вписать таких мастеров в официальную линию образования или профессионального обучения бесполезно: не умеют они работать по плану, выполнять программу и предъявлять оговоренное качество. Зато способны участвовать в «уличном воспитании» горожан – не только малых, но и зрелых. Работают же в Аркаиме корзинщик и гончар: без плана, без учебной отчетности договариваются с туристами об уроках мастерства, обучают ремеслу, получают деньги, выдают на-гора поделки. От учеников всех возрастов отбоя нет – целыми семьями берут уроки.
А что же Магнитка? Где ее Арбат с уличными художниками и музыкантами, свиданиями влюбленных, тусовками коллекционеров, находками блошиного рынка, мастерскими под открытым небом, импровизированными выставками и – необъяснимым притяжением народных гуляний?