В повседневной жизни к детской агрессии зачастую относят очень широкий спектр проявлений. Многие называют агрессивным ребёнка, который шумит, кричит, бегает. Но общая возбуждённость ребёнка не считается агрессией.
Агрессивным называют поведение, в основе которого лежит реальная попытка или желание причинить вред. Причём вред может быть как физическим, так и психологическим. Важно подчеркнуть, что агрессия сопровождается определённым эмоциональным состоянием. То есть ребёнок не просто хочет намеренно сделать кому-нибудь плохо - он возбуждён, рассержен, находится в состоянии гнева.
В ряде ситуаций агрессия выполняет важные психологические функции. Она необходима для обозначения своих границ, выражения чувств и имеет большое значение в становлении "я" ребёнка. А гнев, обычно сопровождающий агрессию, - весомая составляющая системы эмоциональной регуляции человека. Ведь для развития ребёнка важны все чувства. И задача, стоящая перед родителями, воспитателями, учителями, - социализировать агрессию ребёнка, то есть облечь её в приемлемые формы.
Детская агрессия различается по своим проявлениям. Прямая направлена непосредственно на объект, вызывающий негативные чувства, а косвенная - на других людей или предметы, которые не дадут ответной реакции. Бывает, что ребёнок направляет свою ярость на самого себя. Одни дети в состоянии гнева начинают кричать, угрожать, выплёскивать свою агрессию словесно, а другие - переходят к активным действиям, ломая и швыряя вещи, причиняя окружающим людям физический вред.
Что же делать, как справиться с детской агрессией? Первый шаг - учить ребёнка замечать, когда он сердит, помогать ему обозначать своё состояние: "Ты рассердился…", "Ты сейчас очень злишься на меня, потому что я запретил смотреть мультики…" Никогда не говорите ребёнку фраз вроде: "Ты дерёшься и кричишь, значит, ты плохой!" Ведь вам не нравится его поведение, а не он сам! Покажите ему, что понимаете его чувства: "Я понимаю, почему ты разозлился".
Разрешите ребёнку сердиться, выработав совместно конструктивный способ выражения агрессии. Можно предложить ему, например, бить ногами или руками специальный предмет для битья - подушку, мягкую игрушку, рвать газету, пинать мяч, записать всё, что хочется сказать и сделать, на бумаге или нарисовать свою агрессию и уничтожить рисунок. Перенаправляйте агрессию активного ребёнка в позитивное русло, помогите ему трансформировать инстинктивную ярость в спортивную злость, например, записав в секцию единоборств, лёгкой атлетики, хоккея.
И не забывайте об очень важном факторе формирования агрессивного поведения ребёнка - семейном. Если родители не умеют справляться со своей агрессивностью, вряд ли они смогут научить этому своих детей. Каждому родителю полезно проанализировать, как он реагирует в тех или иных ситуациях.
Другая крайность - безразличное отношение со стороны родителей, как и суровость дисциплинарных мер в семье, рано или поздно, учитывая накопительный эффект, приведут к взрыву негативных эмоций у ребёнка. Поэтому родителям важно ориентироваться на демократический стиль воспитания своего ребёнка, подкреплять желаемое поведение своего чада безусловной любовью и позитивным, неагрессивным отношением.
Раушания Уелданова, педагог-психолог социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.