СЕГОДНЯ здесь открылся информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал». Накануне в «картинке» побывали журналисты и увидели все воочию.
До этого даже хозяйка галереи Елена Росып не могла удовлетворить журналистское любопытство. «У нас есть замочек, – сказала она, – а ключик у представителей Русского музея. Все составляющие привезены, но собрать их воедино, поведать все секреты смогут лишь они».
Сотрудничество с Русским музеем началось год назад, когда в Магнитке родилась идея приобщиться к сокровищнице отечественной культуры. Как сообщил начальник управления культуры города Владимир Досаев, добиться открытия филиала было непросто: другие города по полтора–два года ждут, а Магнитка обернулась за год и стала 28-м филиалом в России.
За это время магнитогорцы протоптали дорожку в Питер – сотрудники галереи ездили на семинары, изучали структуру музея, его экспозиции и фонды. Русский музей, конечно, курирует свои филиалы, но, по сути, нам дали инструмент. Много ли пользы он принесет, зависит от сотрудников «картинки».
Параллельно с работой по открытию филиала шел ремонт. Галерея – дитя олимпиадного года, ее не ремонтировали больше четверти века. О ремонте длиной в год Елена Росып рассказывает как заправский прораб – вникала во все тонкости. Было страшно начинать, даже строителей оторопь брала от объема работ, но глаза боятся, а руки делают. Поменяли окна, витражи, сделали полный ремонт кровли, отремонтировали все помещения вплоть до подвальных. Использовали лишь современные материалы: например, на полу теперь керамо-гранит. Заменили все инженерные системы: канализацию, отопление, водопровод, электричество, вентиляцию и пожарную систему. Списали старое, приобрели новое выставочное оборудование. Система освещения – особая гордость. На консультацию приезжал Алексей Шайер, директор питерского «Бюро архитектуры света», который работает с Третьяковкой и Эрмитажем. Сейчас освещение очень достойное, а для галереи – это половина успеха. Еще одно новшество – арт-кафе, чтобы было где посидеть, выпить кофе и поговорить. О чем? Конечно, об искусстве.
Финансирование ремонта – полностью за счет городского бюджета. А вот виртуальный филиал нам подарили – генеральным спонсором проекта являются ОАО «Мобильные ТелеСитсемы» и акционерная финансовая корпорация «Система».
Раньше в «картинке» были лишь три компьютера, не объединенные в сеть и не подключенные к Интернету. Теперь – мультимедийный кинотеатр, компьютерный класс, шикарная медиатека, которая будет пополняться: здесь книги, каталоги, диски с программами и обучающими фильмами. Пробегаю по списку из более чем двухсот наименований: «Империя Строгановых», «Айвазовский», «Художник и мир», «Как смотреть картину», «Русский футуризм», «Гравюра»… Научная мысль сотрудников музея, облаченная в виртуальную форму.
Заведующий отделом информационного обслуживания и привлечения посетителей Русского музея Сергей Фокин, приехавший на открытие филиала, отправился со зрителями на виртуальную прогулку. Мы прошли по Михайловскому замку и корпусу Бенуа, заглянули в Мраморный дворец, побродили по Летнему саду, меняя времена года по своему усмотрению. Посмотрели постоянные экспозиции и придуманные, в действительности не существующие. «Порылись» в фондах, недоступных для обычных посетителей, – но в виртуальном филиале возможно все. Узнали на практике, что такое историческая и архитектурная реконструкция: можно увидеть дворец в первозданном виде или разрезе, посмотреть на интерьер комнаты Павла I, восстановленный по литературным источникам…
А как вам идея собрать картину из пазлов? Говорят, нелегко было убедить руководство музея и разрешить нарушить целостность произведений… Но особенно понравилось путешествие внутрь картин передвижника Василия Поленова. Они, конечно, плоские, но это в реальном мире. А в виртуальном можно побродить по освещенной солнцем желтой дорожке сада, с разных точек разглядеть московский особняк с портиком под фронтоном и лепными украшениями над окнами. Пройти мимо старушки в темно-коричневом салопе и белом чепчике и девушки в розовом платье. Как объяснил Сергей Фокин, обнаружилось, что две картины – «Бабушкин сад» и «Московский дворик» – художник писал из разных окон своей мастерской. Поэтому удалось их сопоставить и создать эффект объема. «Такое вот маленькое хулиганство», – охарактеризовал он этот виртуальный прием.
Мы «хулиганили» с удовольствием. Приглашаем и вас.