Активная работа всех сил, задействованных в ее проведении, не ослабевает: новый рынок маршрутных перевозок, пока еще "сырой", стремится к задуманному властью образу.
Дабы его достичь, авторы реформы регулярно напоминают официальным перевозчикам обо всех взятых обязательствах. В субботу в мэрии прошла расширенная встреча водителей маршрутных такси и представителей городской власти, на которой присутствовали председатель городского Собрания депутатов Александр Морозов, начальник управления инженерного обеспечения, транспорта и связи Владимир Иванов, заместитель начальника милиции общественной безопасности УВД по Магнитогорску Игорь Усольцев, начальник ГИБДД Андрей Мелехин.
Транспортные "объемы"
Проблемы нового транспортного рынка в Магнитогорске, как бусы, нанизаны на одну нить. Недостаточное количество подвижного состава, автобусов и "ГАЗелей" на дорогах города - именно это, а не невидимая глазу обывателя "война с нелегалами", вызывает недовольство горожан. Даже больше: пока транспортные нужды населения остаются неудовлетворенными, их личное отношение к "нелегалам" и старому рынку маршрутных перевозок будет положительным. На фоне дефицита транспорта каждая нелегальная "ГАЗель", помещаемая на эвакуатор, снижает шансы добраться на работу вовремя. Об этом официальным перевозчикам напомнил председатель МГСД Александр Морозов.
- К нам ежедневно поступает около двадцати звонков от жителей города, которые рассказывают, где и как они ждут своего автобуса, - обратился он к перевозчикам. - Поэтому давайте работать в режиме прямого общения и вместе решать эти проблемы.
По словам начальника управления инженерного обеспечения, транспорта и связи Владимира Иванова, на дороги города вышли ревизоры, которые проверяют соблюдение перевозчиками условий договора и количество транспортных средств на маршруте.
- Должен сказать, что не все маршрутные такси соблюдают расписание движения, - сказал Владимир Иванов. - Сейчас в администрации идет создание централизованной системы диспетчерского управления движением городского пассажирского транспорта. Раньше такая служба была только в Маггортрансе, теперь она будет регулировать и график движения частных перевозчиков.
Ликвидация дефицита автобусов на маршрутных линиях Магнитогорска идет ежедневно, но медленно. По состоянию на конец прошлой недели недобор автобусов большой вместимости составил 50 единиц. Наиболее дефицитные маршруты здесь - № 40, 21, 3, 7, 15, 10. Недостаток "ГАЗелей" составляет около ста единиц, здесь отстают следующие направления маршрутов - № 24, 46, 55, 20, 60 и 2. Мэрия Магнитогорска совместно с местным отделением партии "Единая Россия" продолжают ежедневный мониторинг объема транспорта.
Фуражка и белые перчатки
Далее Александр Морозов перешел к проблеме безопасной и комфортной работы общественного транспорта - той цели, ради которой, собственно, и была затеяна транспортная реформа.
- Есть требования, которые вы должны исполнить не завтра и не послезавтра, а уже сейчас, - обратился Морозов к перевозчикам. - Пока не говорю о том, что водители маршрутных такси должны быть в форменной одежде, фуражке, белых перчатках и иметь значок с именем перевозчика. Это дело завтрашнего дня. Сегодня давайте будем исполнять правила перевозки пассажиров, утвержденные Правительством РФ…
Правила перевозки, в частности, обязывают перевозчиков указывать номер рейса в трех местах, наименование фирмы-перевозчика, имя предпринимателя, адрес организации и телефон диспетчерской службы. Жестко регламентированы условия предрейсового контроля водителя и транспортного средства. Отдельно Александр Морозов напомнил о необходимости осуществлять посадку и высадку пассажиров в специальных карманах, а "не по вытянутой руке в любом месте дороги".
- Понятно, что все привыкли выходить на дорогу и по первому взмаху руки "ловить" "ГАЗель". Это неправильно, потому что создает сложности для других участников движения и часто провоцирует опасные ситуации, - отметил Владимир Иванов. - Мы уже обратились к горожанам через СМИ с просьбой "голосовать" на остановках общественного транспорта. Но и водители должны вести себя правильно.
Заместитель начальника милиции общественной безопасности УВД по Магнитогорску Игорь Усольцев напомнил, что качество услуги напрямую зависит от того, кто сидит за рулем.
- Мы продолжаем сталкиваться с тем, что "ГАЗелью" управляет гражданин другого государства, вообще не имеющий права находиться в России, - сообщил он. - Как такое происходит? Обратите на это внимание, уважаемые перевозчики.
- Почему тогда сотрудники ГИБДД, остановив на дороге гастарбайтера, у которого нет ни паспорта, ни регистрации, через десять минут после приватного общения в машине отпускают его? - тут же переадресовал эту претензию начальнику ГИБДД один из присутствующих в зале водителей.
Начальник юридического отдела администрации Магнитогорска Марина Курсевич напомнила перевозчикам о необходимости соблюдения прав всех категорий льготников. Сегодня депутаты городского Собрания рассмотрят предложенные мэрией изменения в решение об утверждении бюджета 2011 года, включив официальных перевозчиков в перечень получателей бюджетных субсидий. Иными словами, бизнесу компенсируют затраты на проезд льготников.
Нужен переводчик
Вступив в диалог, водители "ГАЗелей" прежде всего поинтересовались успехами мэрии Магнитогорска в борьбе с "нелегалами". Ситуацию пояснила начальник юридического отдела администрации Магнитогорска Марина Курсевич.
- Процедура осуществления пассажирских перевозок в Магнитогорске описана в положении, принятом городским Собранием, - сообщила она. - За неисполнение этого положения, согласно статье 9 областного закона, предусмотрен административный штраф. Это как раз то, чем мы два месяца занимаемся, составляя на улицах протоколы об административных правонарушениях и привлекая водителей к ответственности. Реализуя свои полномочия в порядке Административного кодекса, администрация изымает транспортные средства в целях пресечения правонарушения.
Тут же из зала пришел вопрос о реакции мэрии на решение областного суда, который отменил эту норму.
- В настоящее время в законную силу это решение не вступило, его сейчас обжалует правительство Челябинской области, - объяснила Марина Курсевич. - Но в Челябинске уже подготовлен законопроект по данному вопросу, который в ближайшее время будет внесен на рассмотрение депутатов Законодательного собрания области. В новом варианте документа законодатели постарались снять все претензии суда и конкретизировать нормы состава правонарушения. Даже если Верховный суд отменит норму действующего закона, ему на смену придет новый закон с тем же смыслом.
Представители мэрии напомнили, что на дорогах продолжают работать административные комиссии и эвакуаторы. Ими составлено более тысячи протоколов в отношении водителей маршрутных такси. Часть этих протоколов уже отправлена судебным приставам для принудительного взыскания штрафов.
- Лишь несколько протоколов из этой массы были оспорены в суде, - рассказала начальник юридической службы городского Собрания Людмила Кузменкова. - Но отменены они были по формальным основаниям: дело в том, что при их рассмотрении комиссия не пригласила переводчиков для водителей, не владеющих русским языком. Суд решил, что тем самым были нарушены права водителей-нелегалов. Вопрос, однако, в том, как они без переводчика людей по городу возили.
Дорожные "поправки"
В ходе обсуждения перспектив транспортной революции перевозчики обратили внимание власти на чисто дорожные проблемы.
По словам одного из водителей, для повышения уровня дисциплины участников дорожного движения нужно юридически определить статус маршрутных такси. Если их приравнять к общественному транспорту, то на выезде с остановки водители легковых автомобилей обязаны "ГАЗель" пропустить. Если маршрутки оставить в ранге "такси", то общественные обязательства к ним не применимы.
Начальнику управления инженерного обеспечения, транспорта и связи Владимиру Иванову перевозчики адресовали свои пожелания в части второго этапа "дорожной революции" - предусмотреть парковочные карманы для автобусов на проспекте Карла Маркса от улицы Гагарина до вокзала; продумать организацию дорожного движения по Привокзальной площади, установить регулируемые пешеходные переходы в районе остановки "Юность" по проспекту Карла Маркса.
Отвечая на вопрос об организации порядка на конечных остановках общественного транспорта, Владимир Иванов пояснил, что пока их обслуживает город, но в скором времени здесь появятся хозяева-предприниматели, которые, купив землю, будут развивать территории.
В завершение встречи один из водителей задал принципиальный для перевозчиков вопрос.
? Планирую купить автобус большой вместимости, он стоит как трехкомнатная квартира. Банк готов дать кредит. Но какие гарантии даст администрация, что через год не случится еще одной транспортной реформы и не будет нового передела рынка? - спросил он в лоб.
Ответ был лаконичным: срок действия договора между мэрией и официальными перевозчиками составляет пять лет, в одностороннем порядке расторгнуть его нельзя, если перевозчик соблюдает все взаимные договоренности.