В НАЧАЛЕ ФЕВРАЛЯ еще одна семья злостных неплательщиков ухудшила свои жилищные условия: вместо двухкомнатной квартиры на улице Чкалова 57-летняя пенсионерка и ее 23-летний сын переселены в две комнаты на улице Карпинского.
Как отметил главный инженер МУП «ЖРЭУ-4» Станислав Чернышов, это уже третий случай за последние три года. «Выселение – вынужденная крайняя мера, когда другие рычаги воздействия оказались неэффективны: были и понуждения, и принуждения, и попытка описи имущества судебными приставами, и повестки в суд о необходимости погашения долга, и предложение отработать задолженность в ЖРЭУ. Ни одна из попыток не увенчалась успехом», – говорит Станислав Николаевич. К моменту выселения десятилетний долг семьи Еськовых составил 76 тысяч 881 рубль 85 копеек.
По документам ответственным квартиросъемщиком является пенсионерка Еськова, которая подрабатывает уборщицей. Кроме нее в квартире прописан сын, взрослая дочь и внучка. Несколько лет назад женщины уехали в Подмосковье, но выписаться не соизволили, как и сообщить матери свой нынешний адрес. В итоге квартплата за четверых составляла 1600 рублей. У хозяйки была возможность платить значительно меньше: необходимо было лишь обратиться в суд и ходатайствовать о выписке домочадцев. Свидетелями могли бы стать соседи. Но этой возможностью пенсионерка не воспользовалась. Великовозрастный сынок ведет аморальный образ жизни и такими глупостями, как квартплата, голову себе не морочит.
МУП «ЖРЭУ-4» направило иск о взыскании задолженности в марте 2005 года, но процесс был приостановлен – суд предпринял попытку установить местонахождение уехавших родственников. Мать с дочерью, похоже, растворились на российских просторах. Тогда суд вынес решение: взыскать деньги со злостных неплательщиков Еськовых. Однако исполнительное производство было приостановлено: судебные приставы не нашли имущества, продажа которого покрыла бы квартирные долги: телевизор – черно-белый, шкаф – развалюха.
Слушания по делу возобновили прошлой весной, тогда долг Еськовых превышал 56 тысяч рублей. За год судебных перипетий ни мать, ни сын не предприняли попыток внести хоть какую-то плату за жилье.
Ухудшить жилищные условия квартиросъемщиков на законных основаниях не так -то просто. Процесс этот длительный и хлопотный. Тем более что суд всегда на стороне человека: неплательщику предоставляют множество шансов доказать свою готовность расплачиваться по долгам. Например, если до начала судебного разбирательства заплатить хотя бы рублей 200, то процесс откладывается на полгода. Повторная попытка ЖРЭУ взыскать задолженность или выселить тоже потерпит крах, если должник вовремя подсуетится: внесет хоть какие-то крохи в счет погашения многотысячного долга и предъявит суду квитанцию.
После вынесения судебного решения о выселении Еськова подала заявление о приостановлении исполнительного производства, но в счет квартплаты не внесла ни копейки, да еще и в суд не явилась, продемонстрировав тем самым то ли юридическую дремучесть, то ли уникальную безалаберность. Накануне выселения на прием к Станиславу Чернышову заявился представитель от самого Еськова, предложив внести 30 тысяч рублей. Главный инженер обещал решение о выселении приостановить, если означенная сумма утром поступит в кассу ЖРЭУ. Однако обязательств проситель не выполнил.
Процедура выселения происходила при участии главного инженера Станислава Чернышова и судебных приставов. «Квартира должников была в запущенном состоянии. Ранее за долги была отключена горячая вода, электричество. Мы погрузили в машину вещи, – вспоминает Станислав Николаевич. – Бывшая хозяйка квартиры, обреченно махнув рукой, в сердцах бросила: «Делайте, что хотите!»
Семью перевезли на улицу Карпинского. Теперь квартплата за две комнаты уменьшится в четыре раза и составит 400 рублей в месяц. Двухкомнатная квартира Еськовых поступила в муниципальный фонд.
Все три случая выселения относятся к нанимателям муниципального жилья, хотя в случаях с задолженностью по квартплате закон не разделяет муниципальную и частную собственность. Статья 90 Жилищного кодекса гласит: «Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленного для вселения граждан в общежитие».
Принудительного выселения можно избежать. Если квартплата непосильна для жильца, он имеет право обратиться в жилищный отдел ЖРЭУ с просьбой заменить большую жилплощадь на меньшую, хотя при нынешней дороговизне квадратных метров таких обращений вряд ли дождешься. Собственникам проще: попав в долговую яму, они обращаются к услугам риэлтеров, что, заметим, небезопасно. В Магнитке прошла череда уголовных процессов над «черными» маклерами: морокой с переселением они себя не утруждали, а просто убивали собственников.
Конкретного денежного выражения той последней капли, которая бы переполнила чашу терпения ЖРЭУ, пока нет. Например, должницу, не оплатившую 36 тысяч рублей, выселили на пятый участок. Жилица вняла сто первому китайскому предупреждению – погасила долг, но было поздно: судебное решение вступило в законную силу.
Жилищный кодекс, грозя выселением должникам, все же указывает на необходимость учитывать «уважительные причины». Что к таковым относится? Станислав Николаевич пояснил: «После трех месяцев приходим к человеку и узнаем причину задолженности. Если это болезнь и жильцу сложно сразу погасить долг, то с нанимателем подписываем соглашение. В документе оговариваем следующие условия: он оплачивает текущие счета, а долг гасит по согласованному графику, например, в течение трех месяцев».
Выселение можно расценить как ступеньку, ведущую вниз по социальной лестнице. Станислав Чернышов с этим не согласен. Для примера привел случай: из двухкомнатной квартиры должницу переселили в комнату на пять хозяев в район Березок. Однако женщина не отчаялась, взялась за ум, нашла работу и в настоящее время живет в относительном благополучии.
Судя по числу исков, такие крайние меры, как выселение, в скором времени войдут в практику. В 2005 году только МУП «ЖРЭУ-4» заявило 153 иска, в 2006 – 198. Критической «массой» становится задолженность в 70 тысяч рублей. В настоящее время сумма долга только по левому берегу составляет 30 миллионов рублей. «Общегородская» приближается к 150 миллионам. В районных судах лежат более тысячи исков о взыскании задолженности.