ПРОШЕДШИЙ ЯНВАРЬ в Челябинской области побил все рекорды. Его среднемесячная температура составила минус 6,8 градуса, это на 8,3 градуса выше многолетних значений.
За весь период наблюдений за погодой с 1900 года таких теплых январей еще не было. Предыдущий рекорд принадлежит 1949 году, когда среднемесячная температура достигала минус 8,4 градуса.
Но в первый февральский день юбилей градообразующего предприятия Магнитки погода решила отметить отменным бураном. 24 метра в секунду была сила ветра во время метели. Циклон, родом с Каспийского моря, путь которого лежал на Екатеринбург, накрыл и оказавшийся у него на дороге Магнитогорск. Городские власти объявили режим чрезвычайной ситуации не только на метельный четверг: распоряжением главы города режим работы для коммунальных и дорожных служб на субботу и воскресенье остался прежним. Главная задача – расчистить улицы и внутриквартальные проезды от снега. Тем более, народная примета гласит: «Какая погода первого числа, таков и весь февраль».
Пурга не страшна комбинату
Снегопад заставил дорожные службы металлургического комбината работать в особом, круглосуточном, режиме. Погодные условия не повлекли за собой нештатных ситуаций: прогноз благоустроителям был известен заранее, и к ожидаемому обильному снегу дорожные службы серьезно готовились. Со своей задачей по расчистке всей территории комбината успешно справились в ЗАО «Южуралавтобан» и на спецучастке, обслуживающем район коксохимического производства.
На промышленную площадку ММК полным составом оперативно вышла большая техника: грейдеры, снегопо-грузчики, бульдозеры. Работа кипела круглые сутки: днем было задействовано сорок единиц техники, ночью – тридцать. Как результат, к утру 2 февраля все основные автодороги ММК были расчищены. В пятницу от снега освобождали подступы к цехам. Девятнадцать самосвалов непрерывно вывозили снег с территории комбината. «Зимняя уборочная страда» у металлургов продолжалась в субботу и воскресенье. За эти дни были полностью расчищены все дороги, тротуары и площади комбината, с территории ММК вывезли 1900 тонн снега.
Активно противостояли снежному наступлению и на железнодорожных магистралях, протяженность которых по комбинату составляет около семисот километров. Погодные условия не повлияли на стабильную службу железнодорожников, принявших все меры, предусмотренные традиционным приказом о работе транспорта в зимний период. Специальная техника на случай снегопадов и метелей сделала свое дело. Так называемые «Ветерки» эффективно помогали системам пневмообдувок на стрелочных переводах. Очистку линий своевременно производили пятнадцать путевых машин-щеток. На каждой станции было организовано дежурство бригад: вместе с путейцами на снегоборьбу вышли представители различных цехов ММК – специально обученные и экипированные. Вчера «зимнюю страду» завершали шесть снегоуборочных машин, вывозивших снег с железной дороги комбината.
Есть улицы центральные, вот их и уберем
Все таксомоторные компании города в четверг с началом снегопада и метели были перегружены. На диспетчеров обрушился шквал звонков, и многим звонившим, к сожалению, пришлось отказывать. Ожидание машины составляло час, а то и более. Один из водителей такси сообщил, что от улицы Труда до железнодорожного вокзала добирался час сорок пять минут: на дорогах повсеместно образовались пробки и заторы из-за снежных завалов и ДТП. Снегопад частично парализовал движение муниципального общественного транспорта, не спасли ситуацию и маршрутки, поэтому нагрузка на такси увеличилась многократно. Плохая видимость, метель создавали дополнительные проблемы.
Кстати, некоторые компании такси, воспользовавшись ситуацией, незамедлительно повысили цены. Горожанам просто не оставалось выбора: или переплачивать, или отменить намеченные встречи и визиты. В пятницу, после того как активно поработала снегоуборочная техника, на центральных улицах и проспектах города ситуация почти нормализовалась. А вот второстепенные дороги и внутриквартальные проезды, в основном, остались неприбранными: здесь уже образовались глубокие колеи, кочки и выбоины в снегу, ведущие к потере управления автомобилем. Пришлось стать свидетелем того, как на одной из второстепенных улиц не смогли разъехаться две «ГАЗели» – сползли по колее друг на друга, покарябав борта.
– В дни погодной аномалии наряды ГИБДД были усилены за счет инспекторов дорожного надзора, – сообщил руководитель пресс-службы УВД Константин ВУЕВИЧ. – Их деятельность сводилась не только к влиянию на дорожные службы, но и к оперативному разбору дорожно-транспортных происшествий, которые создавали пробки на дорогах. Задействовали эвакуатор: вывезли несколько машин, мешавших расчистке снега. В экстремальных условиях четверга произошло 43 ДТП, в обычные дни регистрируют 30–35 случаев. За прошедшую неделю совершено 203 ДТП: пострадало 13 человек, из них – один ребенок. Погибших нет. Особых происшествий по линии УВД не зарегистрировано.
Надо отдать должное коммунальщикам – техника и дворники активно расчищали тротуары и пешеходные дорожки с четверга. И все же общее впечатление водителей и пешеходов – город недостаточно готов к подобным катаклизмам.
До начальника управления благоустройства Олега Грищенко мы дозванивались несколько дней. То, что после снегопада в управлении началась напряженная трудовая пора, было ясно по отсутствию персонала на местах. «Все на дорогах и будут там до позднего вечера», – нервно отвечала секретарь, отказавшись подсказать, на каких именно дорогах можно найти главного инженера или начальника управления благоустройства.
Сельские школьники – под контролем
Село не располагает необходимым количеством снегоуборочной техники, поэтому движение на дорогах после прошедшего бурана удалось восстановить только в минувшую субботу.
– В нашем районе несколько проблемных трасс, которые постоянно заметает, – говорит глава Нагайбакского района Владимир ФЕДОРОВ. – Но движение не прерывалось и в снегопад.
К основным в районе относят те, по которым курсируют школьные автобусы. В непогоду движение каждого из них находилось под постоянным контролем, ни один из автобусов не опоздал к началу занятий и после них развез всех детей по домам.
Казалось бы, обычное дело. Но для этого использовали финансовые запасы на топливо для снегоуборочной техники, которые в каждом селе имелись на случай заносов. Технику содержали в полной готовности, в местном дорожном управлении обеспечили постоянное дежурство. Сейчас на селе готовятся к ожидаемому усилению ветра, который опять может осложнить движение на дорогах.
Упал, очнулся – в суд
– Последствия снегопада сказываются: в последнюю неделю обратилось много пострадавших с ушибами и переломами, в основном, пожилые, – сообщает Сергей ОВСЯННИКОВ, заведующий городским отделом травмпункта. – И большинство рассказывают одно и то же: после уборки снега с дорожных магистралей на бордюрах и пешеходных дорожках остаются большие валы. Дорог для пешеходов сейчас просто нет: приоритет в очистке города от снега отдан проезжей части. А когда пешеход пытается «выйти» на дорогу или сойти с тротуара, ему приходится взбираться на скользкий снежный холм. Если у молодежи это получается, то пожилые с вершины такого холма часто падают с последующими ушибами и переломами. Только за последние три дня было три обращения с переломом конечностей и еще несколько – с ушибами грудной клетки, головы, ног. Случаев обморожения не зафиксировано. Как правило, с ними обращаются бомжи, но те обычно «терпят» до последнего.
– Если во время гололеда с вами случилось несчастье, вы имеете право обратиться с исковым заявлением в суд, – комментирует ситуацию председатель объединения защиты прав потребителей Магнитогорска Владимир ЗЯБЛИЦЕВ. – Помимо морального вреда, пострадавший имеет право потребовать с коммунальщиков или дорожных служб – в зависимости от того, кто обслуживал территорию, где случилось несчастье, – возмещения расходов на приобретение лекарств, платные процедуры, покупку костылей и прочего. По всем вопросам обращайтесь к специалистам ОЗПП.
К несчастью, не удалось в этот день избежать трагедии: двух женщин, отдыхавших на озере Банное и отправившихся в сауну в соседний санаторий, замело бураном. На трассе их подобрал водитель джипа и отвез на ближайшую базу отдыха. Там несчастных пытались привести в чувство, но было уже поздно. Трагедия случилась около часа ночи, но почти до полудня тела погибших пролежали в холле гостиницы, накрытые простыней, пока машины прокуратуры и «скорой помощи» стояли в пробке на заснеженной трассе…
Материалы подготовили
МАРГАРИТА КУРБАНГАЛЕЕВА,
МИХАИЛ СКУРИДИН,
ИРИНА КОРОТКИХ,
ЮЛИЯ СЧАСТЛИВЦЕВА,
ВИКТОР СТРУКОВ,
ЛЮДМИЛА БОРЮШКИНА,
ЕЛЕНА МОСКОВЕЦ,
фото ДМИТРИЯ РУХМАЛЕВА