- В театре можно порассуждать, а кино - это низкий старт, - рассуждает кинорежиссер Юрий Волкогон на нездешнем языке. - В Латинской Америке актеров учат по Станиславскому, наши актеры для них гуру…
На встрече с режиссером, членом Союза кинематографистов, доцентом кафедры кино и телевидения Челябинской академии культуры и искусства и директором Челябоблкинофонда Юрием Волкогоном в левобережном кинотеатре "Мир" - неоднородная публика: ветераны, студенты, школьники. В интерьере пятидесятых - в зале с колоннами и лепниной - высказывания о сегодняшнем дне российского кино звучат экзотикой: где пролетарский район - и где проклятые вопросы российского кинематографа? Но аудитория принимает непровинциальную тематику беседы как личное: киноподкованные студенты задают искусствоведческие вопросы, социально активные пенсионеры спрашивают о наболевшем.
- Почему так мало фильмов, задающих молодежи нравственные ориентиры? Где российское кино? Куда податься со своими фильмами самодеятельным провинциальным режиссерам? Как видите будущее кинотеатра "Мир"?
Большинство вопросов попадают в тему, ради обсуждения которой гость приехал в муниципальный кинотеатр: возрождение проката отечественного кино. Юрий Волкогон с горечью рассказывает: за год Россия производит больше сотни лент, а кто их видит? Другая беда - техническое отставание муниципальных кино-театров от частных. Губернатор Михаил Юревич предложил областному кинофонду привлекать на экраны российское кино с его традиционными нравственными ценностями. Отсюда - задача возрождения муниципальных кинотеатров. Гость перечислял имена и названия: "К нам пришел ангел" Николая Попкова, "Овсянки" Алексея Федорченко, "Край" Алексея Учителя. Областной кинофонд уже занят продвижением на экраны лучших российских лент. В минувшем сезоне в "Мире" демонстрировали "Банкрота" Игоря Масленникова, куплены ленты "Воробей" Юрия Шиллера, спортивная драма "Борцу не больно" Нурбека Эгена.
- Нужны фильмы о пацанах, таких же, как здесь сидят, из Сатки, Белорецка, Магнитки. Хотят чего-то добиться, а какой у них выбор? Даже если зарплата хорошая - ну, спустил деньги на "мечту". Неужели ради этого жить?
- Правильно, - мрачно отозвался лидер подростковой компании с первых рядов.
Но чтобы пригласить на хорошее кино, надо обеспечить прокату современный цифровой формат и основательно оснастить муниципальные кинотеатры, в том числе позаботиться о комфортном просмотре. В одиночку кинотеатрам такое не потянуть - нужна помощь городских властей. Но разумная прокатная политика - целиком на ответственности самих кинотеатров. В области есть примеры грамотного маркетинга: в Златоусте два сеанса культового "Чучела" дали сборы, сравнимые с "Аватаром". Есть уже заказы на старые ленты вроде "Девчат" - надо просто изучать социальную потребность.
О репертуарной политике "Мира", продвигающего арт-хаусное кино, гость отозвался осторожно:
- Пацан после работы сидит кемарит. Зачем ему Феллини? Но есть качественное коммерческое кино - "Крестный отец", пусть смотрит, он же специально пришел за хорошим кино…
- Правильно! - отзывался все тот же голос.
- …Дело в осмысленном разнообразном репертуаре, - развивал мысль режиссер. - Утром смотрят дети, днем - семьи, вечером - анимэшники.
Он одобрил стремление "Мира" привлечь разнообразную публику на разнообразный репертуар.
- Вытерпеть первые три года, - обнадежил Юрий Сергеевич. - За это время воспитаете своего зрителя.
Облкинофонд воспитывает не только зрителя: поддерживает молодых кинематографистов. Хотя когда зарождался фестиваль "Город в кадре", насчитывающий пока только два сезона, казалось нонсенсом: какое кино можно снимать в глубокой провинции? Однако ленты, представленные Уйским и Фершампенуазом, показали достойную школу. А челябинский режиссер Андрей Загидуллин, снявший "Красную коробку", взял приз и получил приглашение учиться за рубежом.
- Надо, чтобы мальчишки и девчонки с кинокамерой знали, что их ждут на фестивалях и конкурсах - неважно, что мы живем в провинции.
Сам Юрий Волкогон называет себя челябинским режиссером, хотя много работал в Екатеринбурге, Москве и за рубежом: никогда не боялся темы маленького человека - рядового, но незаурядного провинциала. На встрече продемонстрировали одну из его давних работ - "Здравия желаю, или Бешеный дембель", награжденную призом международного кинофестиваля в Киеве. Главный герой волкогонской ироничной ленты с готовностью выполняет самые непродуманные приказы командиров и идиотские требования дедов, доводя до логического конца абсурдность ситуации. Фильм начала девяностых в противовес тогдашней чернухе задал тональность, из которой позднее выросли сериалы и полнометражки "Сто дней до приказа", "Солдаты", "ДМБ".
После встречи со зрителями руководитель областного кинопроката общался с представителями городской администрации за круглым столом: обсуждали вопросы модернизации "Мира". По итогам встречи кинотеатру предложили составить план развития. Пока речь только о планах и намерениях.