«Мистера Икса» недаром называют самой интеллигентной и сердечной опереттой Имре Кальмана. А в сердечных делах, как в индийском кино: чем больше слез и смеха, танцев и песен, препятствий и признаний – тем больше веры. Таков в постановке Владимира Полторака «Мистер Икс», которого магнитогорский зритель увидит на сцене театра оперы и балета в наступающем сезоне. Премьера оперетты уже состоялась, пока на театральных подмостках, а в будущем – не исключено! – на арене цирка, да еще с участием профессиональной цирковой труппы.
На смелый эксперимент синтеза разных искусств екатеринбуржец Владимир Полторак решился не вдруг: его карьере признанного оперного певца и режиссера предшествовали учеба в эстрадном цирковом училище и работа на манеже. Опереточный материал и сам просится на арену: вокруг нее разворачивается весь сюжет, а из сценических находок складывается атмосфера циркового закулисья – динамичного, эксцентричного, ироничного. На небольшой сцене магнитогорской «оперы», порой целиком заполненной артистами хора, оказалось достаточно места для зажигательных акробатических трюков балетной труппы в постановке балетмейстера Марии Белуш. Сценическое пространство удачно организовано приглашенным из Новоуральского музтеатра главным художником Татьяной Мировой; яркие афиши, эффектная драпировка занавесов, блеск «окон», богатая люстра, она же купол шапито, создали ощущение разнообразных интерьеров и освободили сцену для артистов.
Как вышло, что сценические образы так приблизились к натуре самих исполнителей: случилось ли точное попадание артистов в образ или сыграл расчет режиссера на актерское амплуа – загадка. Но факт налицо: через персонажей словно бы собственную душу и характер открывают зрителю и слушателю артисты магнитогорской «оперы»: сдержанный Мистер Икс – Сергей Лихобабин, гордая Теодора Вердье – Надежда Иващенко, суперзлодей барон де Кревельяк – ироничный Дмитрий Кортюков, властная рестораторша Каролина – кустодиевская красавица Инна Доронина-Грицай, славный Тони – Игорь Черний и чуть манерная и норовистая Мари – Анна Пирожкова. И это только один состав. Очевидцы утверждают: второй состав играет в другой манере, так что зрителя еще ждет немало открытий в прочтении опереточного материала.
Можно сетовать на то, что молодежи в постановке чуть не хватает лоска, а маститым – свободы жеста. Можно поспорить с режиссерским решением образа мадам Каролины – уместен ли для нее канкан с демонстрацией кружевных штанишек? На то и искусство, чтобы о нем спорить. Но остается бесспорным яркое воплощение духа кальмановской оперетты на сцене магнитогорской «оперы» – с пронзительной искренностью, каскадом шуток, накалом страстей, красивым вокалом и легкой пластикой. А еще – с клоунским бесстрашием перед насмешкой, с балаганной свободой быть самим собой, с цирковым братством. А как можно цирк не любить?