Актуальные вопросы ассимиляции мигрантов, выбравших для дальнейшего проживания Россию, были рассмотрены на конференции в Магнитогорске, организованной Федеральным агентством по делам национальностей России (ФАДН) и Федеральной национально-культурной автономией татар (ФНКАТ) «Татар рухы».
Сразу отметим: подобные конференции, всегда продвигающие концепцию сохранения самобытности каждой народности в многонациональной структуре населения России, – явление многолетнее. Организаторы таких дискуссий всегда отмечали: каждая нация, даже самая малочисленная, имеет право на собственный язык и культуру, письменность и литературу – и Россия обязана оказать в этом всяческое содействие – от изучения родной речи в школе до поддержки грантами самобытных национальных проектов. Не сказать, чтобы государство этому препятствовало – напротив, стремясь к гармонизации общества и единству его существования, всячески развивало предлагаемые проекты. Однако в этом году беседа на конференции на тему «Многообразие традиций народов Российской Федерации как культурно-историческое богатство региона», прежде всего, рассматривала куда более серьёзные вопросы, связанные, увы, далеко не с культурой.
Формат конференции – двухдневный, и в первый день состоялся круглый стол, в рамках которого прошла жаркая дискуссия о работе по формированию общественного мнения населения в вопросах национальной политики и культуры. Казалось бы, всё проще простого: в стране, открывшей двери для иностранцев, желающих получить российское гражданство, жить и работать во благо своей новой Родины, должны быть созданы все условия для максимально быстрого и лёгкого привыкания и инклюзии в общество, принявшее переселенцев из других стран – в основном, конечно, из восточных республик бывшего СССР. Но в том-то и дело, что работа эта либо не учитывает специфику менталитета восточных людей, особенно из Средней Азии, формирующей основной мигрантский прирост для России, либо вливаться и становиться членами российского общества не очень стремятся сами мигранты.
– Увы, факты это подтверждают, и с каждым годом ситуация лишь усугубляется, – говорит председатель магнитогорской «Татар рухы» Кадиминур Тагиров. – Мигранты из восточных стран не желают вписываться в общество и быть полноценными его членами, и от этого страдают даже не они сами – а само общество. Ежегодно в школы приходят дети, ни слова не знающие по-русски, более того, не желающие и впредь учить государственный язык. В поликлиниках – особенно в женских консультациях – всё чаще скандалы, связанные с тем, что восточные мужья запрещают осматривать и лечить их жён лицам, не исповедующим ислам, причём даже женщинам. Наконец, меня напрягает и чисто экономический аспект этого вопроса: много ли вы знаете таджикских семей, которые, приняв российское гражданство, родив на территории России троих, четверых, пятерых и так далее детей, тем самым подарили стране полноценных её граждан, которые работают в промышленности, сельском хозяйстве и прочих сферах народного хозяйства, платят налоги, копят пенсионные баллы?.. Вот видите, вы и сами смеётесь: как минимум – их дети работают на рынках, причём, в основном, нелегально, как максимум – приняв гражданство и получив все доступные государственные дотации для многодетных и малоимущих семей – льготную ипотеку, солидные пособия, льготы и так далее, по достижении совершеннолетия и получения бесплатного образования родители отправляют их обратно на родину в Таджикистан, Узбекистан и прочие государства.
По данным Следственного комитета РФ, с каждым годом число преступлений, совершённых иностранными гражданами, неумолимо растёт.
Отдельным пунктом глава СК РФ выделил правонарушения, совершённые мигрантами-подростками: в целом число их преступлений выросло более чем на десять процентов, из которых доля особо тяжких деяний увеличилась более чем вдвое – до 108 случаев в этом году по сравнению с 53 в году прошлом. И в этом, считают специалисты, просматривается чисто восточная метальная особенность: чем больше численность отгороженных от нравов коренного общества тех, кто привык жить по иным законам, тем выше их неприятие нравов того самого коренного населения и желание их изменить на свой лад. А при нежелании исконных жителей меняться – стремление наказывать их за это. Увы, печальные события в толерантных государствах Европы, да и в самой России в последнее время это мнение лишь подтверждают.
Говорит ли это о том, что от новоиспечённых граждан России стоит отказываться и выгонять их обратно в свои государства? – разумеется, нет. Работать ли с ними, прививая ценности общества, в которое они приехали? – однозначно, да. Причём речь не только о том, чтобы обезопасить от мигрантов российское общество, но и их самих – от него.
– Почему вопросами мигрантов занимаются разные ведомства, если мы говорим о том, что ассимиляция их должна проводиться комплексно и целенаправленно? – рассуждает Кадиминур Салихович. – Приезжая в Россию в юные годы, мигранты, в основном, понятия не имеют, как грамотно и максимально быстро оформить все документы: у полиции одни правила, у таможенников другие, у органов миграции – третьи… Время на это ограничено, зачастую свои же мигрантам не помогают – напротив, злоупотребляют бесправием своих сограждан, чтобы как минимум использовать их в качестве безропотной и почти бесплатной рабочей силы, а как максимум – втягивать в криминальную среду, ту же продажу наркотиков, воровство… Нам кажется, назрела необходимость централизовать работу с мигрантами на всех уровнях в одном объединённом, наделённым полной властью органе, который будет вести их с начала и до конца документального этапа. Далее готовы подключиться мы – автономия татар, диаспоры других национальностей, а в Магнитогорске проживают более 90 народов, и каждый когда-то был новичком в российском обществе.
Наряду с соседями Магнитки – башкирами, татары составили основную часть первостроителей Магнитки из национального меньшинства: только раскулаченных татар в 1931-м сюда привезли более полутора тысяч семей, а сколько прибыло ещё комсомольцев-активистов, заключённых… Первые поколения тех первостроителей почти не знали русского языка – зато свободно читали и вели переписку на арабском. Однако уже их дети и тем более внуки, не потеряв своей идентичности, в том числе знания родного языка, безболезненно и очень гармонично влились в окружающее их общество – дружили с русскими и даже объединяли свои народности в рамках сотен счастливых семей.
– Речь не о том, чтобы растворить национальности в русском большинстве – отнюдь, и я сам первым ратую за преподавание родной речи в каждой школе, за сохранение языка, культуры каждой народности, проживающей на территории Магнитогорска и страны, – говорит Кадиминур Тагиров. – Но во избежание конфликтов на национальной почве, разгорающихся всё чаще, необходимо, чтобы не только так называемое коренное население считалось с устоями новых граждан страны, но и они понимали и уважали особенности местной культуры, понимали, какие права и обязанности даёт им их новая Родина и что взамен они должны отдать ей. Не попользоваться её добротой и уехать – а понять, полюбить и стать полноценным её гражданином.
Для обозначения этой высокой цели на конференции был собран внушительный состав участников: доктора и кандидаты наук, историки и культурологи, обществоведы и филологи, главы национальных диаспор и представители законодательной власти самого высокого уровня.
Все, выступив с докладами и приняв участие в диспутах, сошлись в одном: национальная идентичность и многообразие – пожалуй, самая прекрасная основа существования такой многонациональной и многоконфессиональной страны, как Россия.
Но только в глобальном единстве, основанном на любви к России и преданности ей, это многообразие способно развиваться гармонично – во благо себе и стране.
По итогам конференции была составлена резолюция, которая, подписанная самыми значимыми в городе людьми, теперь отправилась на стол высших чиновников. Чтобы теоретически обоснованная цель нашла своё законодательное и практическое воплощение в самое ближайшее время.