22 АВГУСТА идя на работу, директор школы № 5 чуть не упала в обморок: на зеленом газоне, примыкающем к школе, неведомо откуда появилась громадная куча бытового мусора в обычном ассортименте. Тут были бутылки, банки, склянки, мерзкого вида бумажки, тряпье, пищевые отходы – в общем, амбре еще то самое, что ни на есть тошнотворное.
И – грязные следы на тротуаре и газоне от колес грузового автомобиля. Оказалось, освободился от своего груза мусоровоз МУП «Спецавтохозяйство» – муниципальной организации, ведающей вывозом так называемых твердых бытовых отходов на городскую свалку. Но на сей раз груз до места назначения не доехал: мусор в чреве машины загорелся, и водителю от него пришлось спешно освобождаться. Ситуация далеко не исключительная – бытовые отходы во время транспортировки горят довольно часто, хотя ни один водитель не загрузит даже слегка дымящийся контейнер. Но, как говорится, из искры возгорается пламя. И особо хорошо ему на ветерке во время движения. А если уж задымило, мусор полагается моментально вываливать. Рассказывают, что в 80-е годы один мусоровоз вывалил смердящую кучу напротив Дома Советов. А что ему было делать? Эти машины – хорошая «добыча» для огня: они снабжены обычно неисправной с сифонящим маслом гидравликой, в баке – десятки литров солярки да и в мусоре немало легко горящих предметов. Не помогают даже специальные «гранаты», предназначенные для тушения мусора при перевозке. И приходится водителям-мусорщикам таким образом спасать в прямом смысле и машину, и себя.
А что дальше? По инструкции и здравому смыслу следует экстренно вызвать пожарных, оповестить своего диспетчера и принять меры по «зачистке» места происшествия. По словам свидетелей, пожарные приехали довольно скоро и обильно полили, по их терминологии, очаг возгорания в несколько десятков квадратных метров. «А кто это свинство будет убирать?», – справедливо спрашивали прохожие водителя. «Да уж непременно уберут, не волнуйтесь», – ответствовал тот. Не убрали. Прошла пятница, выходные, наступил понедельник. Начальник ЖЭУ № 28 Тамара Ставицкая звонит диспетчеру Спецавтохозяйства, спрашивает о том, когда они намерены убирать мусор. А там – ни слухом ни духом о происшествии. В журнале записи нет, по смене ничего не передавали. Да еще выразили сомнение – может, это вовсе и не наш мусоровоз, ведь вывозкой мусора занимается и ЖРЭУ № 3, так что еще нужно разобраться.
Начали разбираться. И оказалось, что ЖРЭУ № 3 здесь никаким боком. Во-первых, никаких договоров по вывозу бытовых отходов с чужих территорий они не заключают – у себя забот хватает. Во-вторых, готовы документально доказать, что ни один мусоровоз ЖРЭУ № 3 в пятницу по улице Сталеваров не ездил. Интересный, кстати, факт: в ЖРЭУ
№ 3 все мусоровозы оборудованы спутниковыми навигационными системами, и малейшее отклонение от маршрута обязательно фиксируется.
Обращаюсь за разъяснениями в «Спецавтохозяйство». Ответ примерно такой: хотя мусор и не наш, но мы порядок там наведем, потому как ответственны за чистоту в городе. Достойная позиция. Но кто, все же, нагадил на улице Сталеваров и не убрал за собой? В «Спецавтохозяйстве» объясняют, что сейчас разобраться невозможно, был бы хоть известен номер машины. Пытались найти «концы», пришли к выводу, что, судя по объему кузова, это ЗИЛ-самосвал.
Нет, говорю уже я, свидетели, тем более мужики, не перепутали бы самосвал с мусоровозом на шасси «КамАЗа». Да в городе, кроме САХовских трех с лишним десятков мусоровозов, парируют мои оппоненты, есть и другие, из Башкирии даже заезжали, а два так вообще ездят без опознавательных знаков. Уже проверили: у машин Спецавтохозяйства по улице Сталеваров вообще маршрутов нет.
Привожу последний аргумент, поставивший точку в этой почти детективной истории. Спрашиваю, кто вывозит мусор с контейнерной площадки, что за детской поликлиникой № 8 на улице Завенягина? Дело в том, что вываленный на газоне у школы № 5 мусор был обильно усеян обгорелыми бумажками – останками амбулаторных карт детской поликлиники. «Ах, да, – вспомнили события пятницы САХовцы, – это наша машина загорелась, и фамилия водителя известна. Сейчас пошлем туда людей, все подчистим под метелку».
Худо ли бедно, но Магнитка становится чище. Но чистой по-настоящему, как говорится, на европейском уровне, она не будет до тех пор, пока все мы – от отдельного горожанина до многочисленных организаций – не перестанем свинячить в родном городе. Этому давно учит, хотя урок и не впрок, народная мудрость, что чисто не там, где метут, а там, где не сорят.
С чего начинается рабочее утро блюстителей чистоты? Со сбора целыми коробами стеклянных и пластиковых бутылок с газонов, трамвайных остановок, дворов, скверов, которые, к тому же, усеяны сигаретными пачками, окурками, бумажками и прочим мусором. Контейнерные площадки, особенно вблизи торговых предприятий, завалены крупногабаритной тарой, которую полагалось бы компактно сложить, перевязать, чтобы она вошла в контейнер. Кстати, торговые организации должны тому же Спецавтохозяйству за вывоз мусора более пяти миллионов рублей. А сколько в городе мест, даже в самом центре, где не найдешь ни одной урны? А ведь это весомый аргумент для «свиньи» со стеклотарой или оберткой от мороженого: мол, а куда я «это» дену? Хотя, по большому счету, «это» – его проблема. Не бросит же он или она ту же бумажку или окурок на пол в собственной квартире, даже в большом подпитии.