Управляющая компания ОАО "ЖРЭУ № 3" готова отчитаться за каждый рубль, выплаченный собственниками и нанимателями квартир в 2009 году на содержание и ремонт жилого фонда и придомовых территорий.
Это уже стало традицией. По итогам 2008 года в каждую квартиру подведомственного УК жилья поступили довольно детальные отчеты: сколько получено денег по графе "содержание и ремонт", на что они были потрачены в течение года. Конкретно по каждому дому, домоуправлению и в целом по ЖРЭУ № 3. В начале марта подобные отчеты будут предоставлены по итогам 2009 года. Причем руководители компании не ограничатся рассылкой письменных сообщений, они намерены выйти и "в народ" - ответить на вопросы, которых у жильцов обычно накапливается немало, выслушать претензии, жалобы, предложения касательно работы управляющей компании. И это, предполагаю, будет довольно серьезным экзаменом. Во-первых, это был первый полный год, отработанный коммунальщиками в качестве не муниципального предприятия, а акционерного общества. Во-вторых, год был кризисным, и этим все сказано.
К предстоящей оценке своей работы руководители ОАО "ЖРЭУ № 3" относятся не то чтобы осторожно, но и с долей самокритики: это такая деликатная сфера, что непременно всплывут какие-то недоработки, прорехи, а среди населения найдутся "особо бдительные граждане", которые не преминут обобщить даже мелочи, решаемые в рабочем порядке, гневной тирадой: "А куда вы наши деньги деваете?" Да и сами "управленцы" к своей работе относятся довольно самокритично, хотя и готовы отчитаться за каждый потраченный рубль.
Многие горожане опасались, что с преобразованием муниципальных ЖРЭУ в частные компании последние примутся драть с жильцов три шкуры, поскольку у тех по уставу основная цель деятельности - извлечение прибыли. Не без оснований считаю, что ОАО "ЖРЭУ № 3" подобного "шкуродерства" не допускает, а традиционно работает прозрачно и честно, недаром эта УК, как и ее муниципальная прародительница, многие годы по праву считалась и считается лучшей, и не только в городе. Известно, что отличников не любят повсеместно.
Если при предыдущем градоначальнике коммунальщики мечтали, чтобы администрация города, являющаяся основным акционером ОАО ЖРЭУ № 3, хотя бы не мешала работать, то теперь они почувствовали реальную поддержку, Евгений Тефтелев сразу дал понять, что никакой мелочной опеки не будет, а главный критерий работы УК - предоставление жителям всего комплекса качественных услуг. Кстати, полученная прибыль акционеров по итогам 2009 года весьма символичная - три процента. И еще один аргумент - взгляд сквозь призму редакционной почты и телефонных сообщений читателей: по большому счету, критических сигналов в адрес ЖРЭУ № 3 на протяжении года не было, тогда как другие УК "отметились", а некоторые - не по одному разу.
В качестве наглядного примера напрашивается такая параллель: одна из УК, когда стала испытывать нехватку средств на содержание мусоропроводов, вопреки "правилам игры", предусмотренным Жилищным кодексом, вдвое подняла на эту услугу тариф, хотя администрация города настойчиво рекомендовала не делать этого в условиях кризиса. А когда жильцы воспротивились в массовом порядке, не нашли ничего разумнее, как заварить "недовольным" загрузочные клапаны мусоропроводов, то есть лишить людей одной из услуг. УК "ЖРЭУ № 3", не повышая тарифа, сумела перераспределить средства и, вкладывая в мусоропроводы около 100 тысяч рублей ежемесячно, поменять 465 - почти половину - загрузочных клапанов на современные устройства, более эстетичные и исключающие засоры мусоропроводов.
Безусловно, не все обстоит так благополучно, как может показаться. Проблемам в коммунальном хозяйстве несть числа. Подошли сроки замены лифтов - каждый стоит 1,2 миллиона рублей. В прошлом году обновили 48 лифтов, на этот год запланировали еще 56. Суммарно это составляет около трети лифтового хозяйства. Но вандалы уже сожгли два лифта. Собирать деньги с жильцов, - а лифты - их совместная собственность, - мера сомнительная, на каждую квартиру приходится 37 тысяч рублей. Незапланированным был расход в прошлом году на оформление техпаспортов - 2,5 миллиона рублей, эти деньги никакими тарифами не предусмотрены.
Практически завершена программа "Наш двор", построены детские, спортивные площадки. А на какие средства их содержать, ремонтировать, красить и, вообще, кто их хозяин - неясно. Создавались они по просьбам жильцов на городские и "спонсорские" средства, а расположены на муниципальной, практически ничейной земле. Сейчас жильцы стали требовать провести в подъездах так называемое ленточное остекление, на что необходимо 2,5 миллиона рублей. А ведь это вторые рамы, которые сами же жильцы в свое время растащили по садовым участкам. Да и сейчас при остеклении подъездов приходится резать стекло на полоски - иначе воруют. В год ЖРЭУ № 3 ремонтирует 150-160 подъездов, чтобы уложиться в требуемую периодичность в пять лет, использует отличные современные красители. Но уже через несколько месяцев на многие загаженные подъезды больно смотреть.
Идет скрупулезная работа по сокращению потерь воды, утечек, которые удалось снизить до десяти процентов. А задача стоит - до трех. Но многие собственники не только не обращаются к услугам слесарей, но и не пускают их в квартиры, когда они идут с профилактическими проверками. Есть небезосновательные предположения, что многие жильцы "химичат" с водомерами. Трудно продвигается выявление незарегистрированных жильцов. А это все - неучтенный расход воды. И нельзя не согласиться с коммунальщиками, что самая большая проблема - отсутствие понимания, чувства хозяина у многих жильцов, которые "по-совдеповски" считают, что их собственность заканчивается порогом квартиры.
Сделано немало, затраты - громадные. И невольно может возникнуть вопрос: "А откуда деньжата, вернее, деньжищи?" Секретов никаких нет. В ЖРЭУ № 3 несколько лет действует комплексная программа повышения эффективности работы, энергосбережения. А когда компания стала частной, это пришлось очень кстати. Причем немалые сэкономленные средства тратят на развитие материальной базы, а не на зарплаты и премии, строительство многомиллионных офисов, что "освоили" некоторые поставщики коммунальных услуг, главным образом монополисты.
Обо всем сделанном не расскажешь. Это, к примеру, традиционная замена металлических труб на пластиковые, практически не требующие обслуживания, - в жилом фонде ЖРЭУ № 3 уже серьезных затоплений нет, как и сырых подвалов. Внедрение сенсорного управления внутриподъездным и придомовым освещением, эффективных приборов учета воды, электроэнергии, оснащение автотранспорта, мусоровозов спутниковыми навигационными системами и многое другое позволяет экономить сотни тысяч рублей. На весь жилфонд по муниципальным меркам положено около одной тысячи человек персонала, сократили до 400 за счет внедрения новых технологий. К примеру, во дворах и внутриквартальных проездах круглый год занята современная техника - тракторы с эффективным навесным оборудованием, импортная машина-"пылесос" - в недавние новогодние снегопады со "стихийным бедствием" коммунальщики расправились в считанные дни. Отказались от услуг подрядчиков, наоборот, создали ряд своих служб: аварийную, по вывозу мусора - свой парк мусоровозов, ремонтную, которые не только работают на своей территории, но и по договорам с кооперативными домами, ТСЖ, то есть зарабатывают деньги для нужд своей управляющей компании.
Сюда нужно добавить и успешную работу по освоению в прошедшем году 71 миллиона рублей федеральных средств, выделенных на капитальные ремонты - с весомым финансовым участием управляющей компании в части привлечения оборотных средств, на подготовку проектно-сметной документации.