Уже несколько лет «испытывает на прочность» руководство 3-й горбольницы одно из своих подразделений – коллектив медиков поликлиники № 2 и около 70 тысяч ее пациентов.
На днях в адрес главы города было направлено коллективное письмо от общественности 133-го микрорайона, возмущенной порядками во второй поликлинике 3-го городского медобъединения – больницы «на Грязнова». Некогда благополучная бывшая 9-я поликлиника, после ее присоединения к третьей горбольнице, с каждым годом становится все хуже и хуже, пишут ветераны. Душные, грязные, обшарпанные помещения давно не ремонтировали. В коридорах не хватает стульев, скамеек, и люди подолгу стоят в очередях. В поликлинике всего один убогий туалет с негодной сантехникой, и в него постоянно очередь. Нет ни одной питьевой точки. Крыльцо не оборудовано перилами, в ненастье оно скользкое. Раньше такого безобразия не было. От одного посещения такой поликлиники заболеть можно.
Комментируя коллективное письмо Евгению Карпову, председатель ТОСа-133 Иван Белоцерковский сказал:
– На территории нашего ТОСа проживают более 28 тысяч человек. И я давно не слышал добрых слов в адрес бывшей 9-й поликлиники. Мы видим, что врачи, фельдшеры, медсестры стараются, там трудится много прекрасных медиков, и нам их жалко. Сам не раз приходил в поликлинику – жалобы обоснованные. Сумасшедшие очереди, нечем дышать. К врачам – «узким» специалистам – не попасть. В коридорах толкотня. Присесть негде. На полу – рваный линолеум. Мне рассказывали, как, зацепившись за кромку костылем, упал больной с загипсованной ногой, чудом не сделав «дубль». Люди считают, и это, наверное, так, что 2-я поликлиника – самая запущенная в городе. И это падение началось после того, как 9-ю поликлинику забрали в 3-е городское медобъединение. Людей такое плачевное состояние поликлиники допекло, они считают это издевательством и над больными, и над медицинским персоналом. Просвета – никакого. И коли главный врач горбольницы № 3 Михаил Щербаков не занимается своей поликлиникой, мы вынуждены были обратиться за помощью к главе города.
Историю преобразования самостоятельной 9-й поликлиники в придаток 3-й горбольницы на правах, как оказалось, падчерицы, знаю давно. Помню, как протестовали против этого надуманного административного решения медработники поликлиники, рассылали в городские и областные инстанции, в СМИ довольно аргументированные письма, обращения горожан, пациентов 9-й поликлиники, врачей. Против были и депутаты городского Собрания – медики. В депутатской комиссии по здравоохранению считали, что ни к чему хорошему это «хирургическое вмешательство», задуманное бывшими главврачом 3-й больницы и начальником горздрава, не приведет: проку не будет ни для больных, ни для персонала поликлиники.
А затевалось все, похоже, для увеличения объемов финансирования 3-го медобъединения. Правда, под благородным флагом создания здесь правобережного центра амбулаторной хирургии, внедрения почти «американского» метода для несложных, без госпитализации, операций. Под что тоже «закладывалось» финансирование. Считалось, что будет немало сэкономлено на административном аппарате. Но, к сожалению, с безвременным уходом в иной мир прекрасного хирурга и организатора здравоохранения Анатолия Афанасьева все задуманное застопорилось. А то, что было прежде накоплено годами, стало разрушаться.
Подумать только, на стенах, потолках, полах поликлиники сохранились еще остатки побелки-покраски советских лет! В конце 90-х поликлинике повезло: по линии финансирования ФОМС (фонда обязательного медицинского страхования) она сумела получить более-менее сносное лабораторное, диагностическое, физиотерапевтическое оборудование, на котором, неуклонно стареющем и физически, и морально, и продержалось шесть лет. С грехом пополам – последние годы. Так, аппарат УЗИ такой модели, что ему давно пора очутиться в качестве экспоната в политехническом музее. Как какому-то арифмометру или телевизору КВН с мутной линзой.
– Я во многом согласен с претензиями по поводу работы поликлиники № 2, – сказал Михаил Владимирович Щербаков корреспонденту. – Да, основательных ремонтов не делали, работали, пожалуй, только «на аврал». Каждый год просим в городской администрации деньги, направляем заявки, составляем титульные списки – на 3–5 миллионов рублей. В 2002 году нам не дали ни копейки. В 2004 году – всего 1,8 миллиона. Однажды помог бывший депутат ЗСО Анатолий Шкарапут – из своих областных «депутатских» денег отдал 1,1 миллиона рублей целевым назначением – на ремонт поликлиники № 1. Почему нам не доставалось денег на ремонты, оборудование по линии ФОМСа при прежнем руководстве города? Вопрос интересный. К тому же здравоохранение – это такая «черная дыра», в которую сколько ни вваливай – отдачи не будет. Вот городским экономистам и финансистам кажется, что деньги, которые нам выделяют, куда-то теряются или идут «не туда».
Но и из того, что дают, поликлинике № 2 ничего не достается. Все получаемые «крохи», судя по перечисленным Михаилом Владимировичем работам, достались собственно больнице, ушли на ремонты подвалов, второй терапии, второй хирургии, травматологии. Почему? Да от второй поликлиники, говорит Михаил Щербаков, не было заявок. А дитя не плачет – мать не разумеет. Вот и в этом году после продолжительного безденежья горбольнице № 3 «свалилось» в октябре два миллиона рублей. Надо срочно, за два месяца, их освоить. Все расписали, «забыв» про поликлинику № 2, которая опять вроде бы ничего не просила.
Насчет заявок Михаил Владимирович, похоже, слукавил. Могу при случае подтвердить это целым рядом ксерокопий документов, тех же заявок, просьб, рапортов, оказавшихся в моем распоряжении, которые лежат без малейшего реагирования месяцами и годами.
– На будущий год мы составляем серьезные планы по второй поликлинике, – продолжает Михаил Щербаков. – По капитальному ремонту, техническому оснащению. И если мы убедим главу города в необходимости немалых затрат, поликлинику мы поднимем. Вот говорят, я не знаю проблем второй поликлиники, не бываю там (нынешним летом, когда Михаил Щербаков ранним утром «посетил» поликлинику и по-хозяйски прошел за барьер регистратуры, его спросили: «Мужчина, а что вы здесь делаете?», а когда он назвал себя, только и сказали, мол, ну теперь будем знать. – Прим. авт.), так вот: знаю все «дыры», подвалы, что нужно делать.
Главный врач поликлиники № 2 Галина Фролова наотрез отказалась комментировать корреспонденту состояние дел в поликлинике. Видимо, не желая нагнетать обстановку. «Но это – наши внутренние дела», – сказал Михаил Владимирович.
В конце ноября в МУЗ «Горбольница № 3» планируется выездной медицинский совет по состоянию медицинской помощи во всех подразделениях объединения, в том числе и в поликлинике № 2, с участием ведущих специалистов горздрава, руководителей медицинских учреждений города, который всесторонне обсудит результаты проверки. Безусловно, будут приняты решения по устранению замечаний, недостатков. Это – плановое мероприятие, никак не связанное с жалобами на работу поликлиники № 2 – так уж совпало. Не все так безнадежно. Принята президентская программа по здравоохранению. Особое внимание в ней уделяется первичному звену здравоохранения – поликлиникам, участковой службе, через которые проходит около 80 процентов больных. Но в городе и области не ждут, когда свалится манна небесная из центра. За счет средств областного и городского бюджетов идет закупка различного оборудования для лабораторий, кабинетов функциональной диагностики, физиотерапии, кабинетов «узких» специалистов, реанимационных и хирургических отделений. Изыскивают более серьезные средства и для ремонтов. По инициативе и при финансовой поддержке металлургического комбината будет предпринята реальная попытка ликвидации «кадрового голода», обеспечения учреждений здравоохранения собственными специалистами, которыми, к примеру, наши больницы укомплектованы наполовину, а поликлиники – примерно на четверть. Для этого предполагается совместно с Челябинской медицинской академией организовать обучение школьников 9–11 классов по программе с усиленной подготовкой по химии и биологии с последующей передачей «эстафеты» в вуз.
Больших иллюзий, конечно, питать не стоит. Даже президентские программы имеют обыкновение буксовать. Но, как говорится, лиха беда – начало.
От редакции. Публикуя этот материал, мы оставляем за руководством третьей городской больницы право высказать свою точку зрения по поводу описанной ситуации.