Впрочем, это творение, мягко говоря, вызвало неоднозначную реакцию горожан.
Две предыдущие работы магнитогорцы приняли более-менее благожелательно: граффити органично вписалось в архитектуру новостроек. А вот третья работа, откровенно плакатная, размещённая на здании советской эпохи, явно диссонирует с архитектурой сталинского ампира - будто на 80-летнюю бабушку натянули джинсы. Чтобы не прослыть дилетантом, огульно отрицающим порыв и энергию молодых, обратилась за комментариями к профессионалу - Владимиру Федосихину, профессору МГТУ, доктору технических наук, заслуженному деятелю науки РФ, советнику отделения архитектуры РААСН. Владимир Сергеевич на общественных началах является советником главы города по вопросам градостроительства и архитектуры.
- Диснейлендовский плакат на архитектурно выдержанной улице Октябрьской - это ещё один пример вандализма, - считает Владимир Сергеевич. - Нельзя бездумно завешивать фасады картинками. Дизайн улицы почти на "ноль" свели. В крайнем случае, повесьте плакат, зачем же на века здание расписывать? В Чехии, Германии, Австрии нет таких плакатно-дизайнерских новшеств на центральных улицах городов. Европейцы очень трепетно относятся к истории страны, её архитектуре…
Ещё один пример разрушения архитектурного ансамбля: в сквере у бывшего кинотеатра имени М. Горького, построенного в эпоху всеобщего атеизма, возводят часовню. Улица Уральская - это гимн Победе СССР в Великой Отечественной войне. Ленинградские академики спроектировали дома в духе европейских построек, а возводили здания скрупулёзные немцы. Неповторимый ансамбль с фонтанами, скамейками, зелёной зоной, который в своё время приводил в восторг московских академиков, перестроен до неузнаваемости.
Моногорода вполне можно развивать в таком направлении, как туризм. Но зачем выдумывать проекты сомнительного художественного достоинства, если старые дома и районы Магнитогорска уникальны? Они были редкими даже для своего времени. Экспериментальные четырёхэтажные здания предназначались для человека эпохи коммунизма, не обременённого заботой о семье. В квартирах не было ни кухонь, ни детских комнат, только спальни. Питаться люди будущего должны были в столовых, а детей взращивать в интернатах. Это ли не наглядная история социалистической эпохи? Но во время реконструкции все перегородки порушили, даже одной комнаты для истории города не оставили. Продолжают разбирать и первый квартал, первую улицу Магнитки - Пионерскую.
Владимир Сергеевич разработал карту уникальных мест - туристический маршрут по городу первых пятилеток. Гора Атач, посёлок Берёзки - поселение, где жили иностранные специалисты. Далее Комсомольская площадь, проспект Пушкина, Левобережный Дворец культуры металлургов.
Академики архитектуры считают, что в проспектах и улицах Магнитки в полной мере воплотилась советская архитектура: функционализм, конструктивизм. Например, административное направление можно изучать по зданиям на Комсомольской площади. Не стоило закрывать новыми фасадами заводоуправление, построенное в стиле конструктивизма. Уникальный уголок эпохи сохранился в архитектурном ансамбле, что рядом с Госбанком.
Магнитка имеет все шансы войти в топовую десятку лучших городов России как уникальная туристическая зона. С разрушением архитектуры прошлого навсегда будет утрачен неповторимый облик одного из первых социалистических городов Страны Советов.
В годы индустриализации были возведены Комсомольск-на-Амуре, Сталинск, ныне Новокузнецк, Краснокамск. Уголки сталинского ампира сохранились в Челябинске, Перми. Пермяки, кстати, в прошлом году решали проблему соцгородов, устроив для историков и учёных конференцию. "Круглый стол" на тему "Судьба архитектурного наследия и перспективы развития соцгородов" должен был решить судьбу первенцев первых пятилеток.
Директор Пермского краевого центра охраны памятников Александр Ложкин вместе с коллегами разработал систему "достопримечательных мест". Это хорошо известная мировая практика, когда для сохранения архитектурного ландшафта вводится ряд ограничений, при этом весь функционал зданий остаётся. Жильцы обязаны поддерживать историческую атмосферу, им запрещено вставлять пластиковые окна, развешивать кондиционеры и спутниковые тарелки. Подобный опыт есть в Германии, где, как ни странно, тоже существует "феномен соцгородов", построенных вокруг крупных предприятий. В результате там удалось сохранить в прекрасном состоянии уцелевшее после войны наследие "баухауса" и других школ конструктивизма. В настоящее время они существуют в режиме "достопримечательных мест" - без современных вывесок, арт-объектов и рекламных щитов. Своеобразный музей эпохи под открытым небом. Пермяки выступили с предложением создать ассоциацию по сохранению соцгородов. Логично, если бы и Магнитка вошла в эту ассоциацию.
Идею возрождённого соцгорода талантливо воплощают и в Краснокамске. Город на день становится социалистическим: по улицам под бой барабанов шествуют пионеры, у автоматов с газировкой не иссякает очередь, на книжных развалах продают тома советских издательств. Горожане так увлекаются, что вытаскивают на свет божий семейные реликвии в виде грамот, знамён и вымпелов. День соцгорода становится праздником всех горожан.
Так что незачем раскрашивать архитектурные фасады зданий 50-60-х годов чужеродными граффити, ведь Магнитка - живой пример индустриализации Страны Советов. Надо просто осознать её уникальность и распахнуть двери в музей под открытым небом.