27 декабря 2014 года в газете "Магнитогорский металл" в рубрике "Документы" опубликована "Система нравственных идеалов", в которой говорится об основах государственной культурной политики. На первый план вынесены процессы формирования единого культурного пространства, обеспечивающие базовую ценность человека, воспитывающие его личность.
Разрабатывать маршруты исторических мест могли бы профессиональные архитекторы и дизайнеры. Нужно только привлечь молодых архитекторов, чтобы разработать туристическую карту архитектурного маршрута по "социалистическому" Магнитогорску, представить её на страницах газеты для обсуждения, разрекламировать и приступить к реализации.
Наш город - единственная в мире материальная и культурная ценность социалистической эпохи. Численность Магнитогорска росла невиданными темпами и через 60 лет достигла 450 тысяч жителей. Такого темпа не знал ни один город в СССР. Архитекторы вместе с инженерами искали художественный образ не существовавшей ранее социалистической среды. А благодаря своему интенсивному развитию металлургический комбинат стал градообразующей основой формирования жилой застройки, архитектура которой менялась вслед за изменением общества и техники.
Над застройкой Магнитогорска работали лучшие советские и зарубежные архитекторы. Они приезжали в Магнитку, чтобы строить новый город. В результате вокруг строившегося завода появились мужские, женские и семейные коммуны в виде одноэтажных утеплённых жилищ с системой общественного обслуживания сначала на стройке завода, а затем и вокруг зданий.
Весной 1930 года заместитель наркома просвещения РСФСР Н. А.Милютин организовал Всесоюзный архитектурный конкурс "Магнитогорье", пригласив
А. В. Луначарского возглавить жюри. Основой градостроительной планировки должна была стать система социалистических коммун. Предполагалось, что социалистический Магнитогорск продолжит социальный быт жилых коммун, уже существовавший в одноэтажных зданиях. На конкурс было представлено 17 урбанистических - центрических - и дезурбанистических - линейных - проектов застройки городской территории. В итоге построили группу жилых домов в первом квартале соцгорода, проект которого разработал московский архитектор С. Чернышев.
Строительство этого квартала продолжили зарубежные архитекторы во главе с Эрнстом Маем. Это был эксперимент социалистической архитектуры в стиле функционализма. И подобных архитектурно-строительных экспериментов в истории города - десятки. Сегодня первый квартал упорно превращается в архитектурную эклектику, и, видимо, в ближайшем будущем город потеряет и второй, после шанхайского поселения, архитектурный шедевр. После двух лет существования функционализм сменился конструктивизмом, который воплотился в архитектурную среду Комсомольской площади. Впрочем, и он просуществовал недолго.
В середине 30-х годов был провозглашён стиль, который получил название "социалистический классицизм". Он демонстрировал растущее благосостояние и возрастающую социалистическую культуру жителей Страны Советов, где все были под строгим наблюдением. На протяжении 30 лет сталинская Магнитка проектировалась и строилась в этом стиле. В разработанных проектах вся застройка правого берега, от центрального до южного мостов, композиционно представляла собой архитектурно-художественный гимн вождю всех народов. Центром композиции должен был быть памятник И. В.Сталину.
Рассматривая архитектуру военного времени нельзя пройти мимо так называемого немецкого квартала № 14 а. Академики Е. А. Левинсон, А. А. Оль и Г. А. Симонов во время эвакуации в Свердловск в 1942 году запроектировали его как символ победы советского народа в Сталинградской битве. Его архитектура выпала из стиля социалистического реализма. Сквозь единый и компактный квартал с необычным дизайном и небольшими двухэтажными жилыми домами прошла прямая аллея, которая словно мечом разрубила жилые дома. Жилой квартал строили военнопленные, поэтому жители города называют его немецким. Руководство города не оценило художественный талант архитекторов и после войны началась реконструкция квартала. Сегодня он изменился до неузнаваемости. Лишь отдельные архитектурные фрагменты напоминают о его былой красоте.
Венцом же сталинского социалистического классицизма стал проспект Металлургов, который начинался с триумфальной арки Победы у центрального моста и завершался величественным и строгим зданием высшего учебного заведения.
Новый архитектурный стиль, впоследствии названный индустриальным, провозгласили в середине 60-х годов. Так что площадь около института осталась недостроенной, не была воздвигнута триумфальная арка Победы, а здание института лишилось своего шпиля, хотя челябинские инженеры восстановили его над университетом. Жизнь требовала дешевого и быстро возводимого жилища. Возникли свободные пространства микрорайонов. Архитектура упростилась, символизируя новую культуру жителей социалистического Магнитогорска. Жизнь стабилизировалась, появились новые ценности, и её спокойствие сразу же отразилось в архитектуре. Появился постиндустриальный брежневский архитектурный стиль, который для жителя со средним достатком существует до настоящего времени.