Школы сегодня испытывают острую нехватку мужчин-учителей даже на участках, где им самое место - на уроках труда у мальчиков. А вот в сорок второй их не просто двое - центр повышения квалификации и информационно-методической работы управления образования видит свою надежную опору в опытном Владимире Лекарчуке (на фото) и его перспективном коллеге Алексее Хлесткине. Не зря ученики начальной школы, еще не доросшие до права работать в мастерской, обивают ее пороги: "Ну когда мы придем к вам на труды?"
Интерес к урокам технологии в этой школе закладывается еще в начальных классах. Здесь детвора с молодой учительницей Анной Кульпиной лепит из соленого теста рельефные картины. Выкрашенные в белоснежный цвет, развешанные по стенам города, пейзажи, человечки превращают класс в большой солнечный мир. Как не ждать следующего этапа в освоении ручной работы?
Правда, на первых порах бывают разочарования, признается Владимир Лекарчук: многие до прихода в мастерскую молотка в руках не держали, не то что инструментов посложнее. А все-таки рвутся осваивать новые навыки. И хорошо бы сделать что-нибудь за один урок, чтобы показать дома.
- Ну хотя бы за четыре, - идут учителя на компромисс.
И предъявляют большой арсенал экспонатов детского творчества: пасхальные деревянные яйца на подставках, фанерные ангелы, солонки. А главный демонстрационный материал дня - коллекция шахматных фигур в образах героев войны 1812 года.
Отцы мальчишек помогают мастерской с инструментами и материалами.
- Поэтому пропаж у нас не бывает, - делится социальным ноу-хау педагог.
Учитель технологии Земфира Азнабаева, которая ведет труды у мальчиков 18-й гимназии, подтверждает: у школьников огромная, часто нереализованная жажда постижения технических навыков. Ее опыт мастера столярного производства востребован с лихвой: курс "Шиповые изделия", заканчивающийся изготовлением табурета и "плечиков", идет на ура.
А теперь - мастер-класс по изготовлению рельефного изделия: урок для учителей. Владимир Лекарчук раздает инструменты, пластинки фольги, демонстрирует способы изготовления объемного рисунка. Усевшись в круг и едва не касаясь друг друга головами, учителя усердно прорисовывают контуры звезд на фольге - словно хватают звезды с неба. И поддерживают шутливый настрой веселыми комментариями.
- … У меня в кабинете долго была рында. К детям же, когда заработаются - бесполезно обращаться. Только на рынду голову поднимают…
Звезды готовы, всем - пятерки. Вышло не хуже, чем у школьников сорок второй школы. Теперь - фотография на память. Едва выстроились, как звучит звонок.
- Никто не уходит, - выдает фотограф коронный учительский слоган под общий смех. - Звонок - для меня.
А за окнами на детской площадке играют младшие школьники, то и дело оборачиваясь в сторону кабинета: в поселковой школе любая новость быстро облетает все классы, и школьники не расходятся, ждут финала. Едва заканчивается урок для учителей, к Владимиру Васильевичу бегут самые любопытные с вопросом: не то "Как вы…", не то "Как мы выступили?" По смыслу подходят оба, потому что детвора тоже выступила перед методобъединением - со школьными частушками под аккомпанемент лекарчукского аккордеона.
- Так вы или мы?
- Вы и мы, - определяются четвероклассницы Таня Анфалова и Алия Фазылова. - Все же старались.
- Все на отлично.