После праздника иные из родителей признавались: даже не догадывались, что учредители школы - учителя их детей, а по совместительству директор и завуч, Ольга Русакова и Анна Кабанова.
В городе поискать - не найдешь, чтобы рядовые учителя вдвоем подняли такую махину - школу полного дня, да еще с продленкой, да еще с переходом из класса в класс, так что выпускники начального звена уже и в среднее перешли, а там и до старшего рукой подать. Недаром руководитель управления образования Александр Хохлов прислал поздравление к маленькому "Умкиному" юбилею. Признание со стороны официального образования дорогого стоит.
А Ольга Николаевна с Анной Николаевной никогда не акцентировали своей роли в учреждении первой в городе школы, созданной учителями: не до почета - работы невпроворот. Когда задумали "Умку" со статусом основной общеобразовательной школы в 2004-м, планировали уложиться за лето. На деле - три месяца безвылазно "жили" в городской администрации, теряя розовые очки. И все равно не уложились в сроки. Так что свою первую пятилетку, как и открытие, "Умка" отпраздновал в первые зимние дни.
Сегодня трудно поверить, что первый и единственный класс насчитывал три ученика. Зато у них было шесть педагогов. Соотношение - один к двум. Формально - в пользу учителей, а по сути - все равно в ученическую пользу. Нынче учеников уже тридцать восемь. Все равно соотношение выигрышное. Специалистов своих Ольга Николаевна с Анной Николаевной хвалят: когда случается передавать "умкиных" учеников в другие города или школы - дети хорошо вписываются в государственное образование. Да и в "Умке" знак качества есть кому вручить: на праздновании первой пятилетки отметили грамотами активистов и отличников Леру Козыреву, Давида Мухтарова, Настю Русакову, Полину Саматову, Никиту Рябцева, Глеба Анкудинова.
"Умкины" воспитанники достойны отдельного разговора. Есть дети из семей, по роду деятельности вынужденных переезжать из одной местности в другую: как, например, дочь тренера из ближнего зарубежья. Возвращаясь на родину, девочка продолжает учиться на отлично, не отставая даже в родном языке, хотя в Магнитке подолгу оторвана от родной языковой среды. Учится в "Умке" мальчик, которого взяли после долгих маминых уговоров и консультаций с психологом и специалистами управления образования - трудно было решиться принять воспитанника школы для умственно отсталых детей, перешедшего на домашнее обучение. А он умный, просто особенный - и здесь ему комфортно, он хорошо учится. Есть такие, кого в другой школе определили бы за последнюю парту, чтобы не мешал. Да, он в учебе не силен, но в "Умке" старается: детей мало, и он на виду. Есть и те, на ком поставили метку по прежнему месту учебы - недисциплинированный. А он и здесь весь урок, да что урок - весь учебный год под партой просидит, но контрольную без единой ошибки напишет. Учитель в "Умке" может позволить ученику такую вольность, пока это не мешает ни ему, ни другим: нельзя же всех под одну гребенку. Понятно, почему в "Умке" мальчишек больше, чем девчонок.
Учительский труд в "Умке" оплачивают выше, чем в муниципальных школах. И никаких "серых" зарплат. Плюс вся "социалка", так что препятствий при оформлении выслуги не возникает. Но первый год, вспоминают Ольга и Анна Николаевны, заработанного хватало лишь на зарплату учителям, сами работали за надежду на будущее - мужья содержали. Самостоятельно привели в порядок помещение, благо администрация пятидесятой школы предоставила площади, иначе вся затея могла сорваться - где, кроме образовательных учреждений, найдешь здание, соответствующее нормам пребывания детей? Сами несколько лет делали летом ремонт. И только в последние пару сезонов могут позволить себе нанять ремонтников.
Педагог в этой школе не задавлен массовостью - в каждом классе учеников по пальцам пересчитать. За масштабами здесь не гонятся, хотя обрадовались, когда численность первоклашек за год выросла с пяти до десяти - приняли как подтверждение результативности. Но малое число воспитанников - гарантия каждому не потеряться в массовке и принять право каждого быть непохожим на других. Здесь и дружеские связи завязываются не в границах класса, как обычно, а между классами и даже - возрастами. В "Умке" на несколько кабинетов один холл, и на переменах в нем образуется один большой класс. Вся эта команда пару раз в год выбирается денька на четыре за город, а в школьную пору проводит в "Умке" весь день до шести - до родительского возвращения с работы. Домой - без портфелей и учебников: все уроки в продленке сделали. Разве что прихватят книгу для повторения устного задания. И между прочим, площади классов, где стоят порой три-четыре парты, ничуть не меньше, чем в массовой школе, где парты занимают все пространство.
Обучение в школе недешево: не всякий престижный вузовский факультет обходится родителям в такую сумму. Но детей сюда приводят не толстосумы, и часто интеллигентная семья, вплоть до теть, дядьев и бабушек с дедушками, вытягивается в нитку, чтобы ребенок оставался в комфортных образовательных условиях. Родители становятся и первыми помощниками педагогов: на праздновании даты создания школы учителя благодарили Людмилу Дееву, Юлию Фархутдинову, Светлану и Александра Гордеевых, Жанну Коробейникову, Наталью Саматову.
Конечно, это не вся история "Умки" за первые пять лет. Она еще ждет своего разбора и осмысления, честного разговора о трудных сторонах, а возможно, и противоречиях частной школы. Но Магнитка уже в выигрыше, если бизнес берется за освоение альтернативной системы образования и ищет ответы на ее больные вопросы. Прежде всего - о работе с детьми, выбивающимися из общей массы, будь то одаренные, гиперактивные или с особым складом ума и характера. Это нелегкий груз, не каждый его вынесет. Но "Умка" уже прошла полдороги до школьного аттестата. Осталось продержаться еще пятилетку до выпускного бала своих одиннадцатиклассников - и она окажется по меньшей мере равным конкурентом массовой школе.


