ПОЛИСТАЕШЬ ГЛЯНЦЕВЫЙ ЖУРНАЛ «Почта России» – впечатление о состоянии дел в хозяйстве жизненно сложного российского ведомства складывается не то чтобы «глянцевое», но вполне положительное.
И невольно подумаешь, что на этом фоне только Магнитогорский почтамт «шагает не в ногу».
В наших отделениях связи – изматывающие нервы и жизнь очереди, подписные издания доставляют с опозданием, а то и вовсе не приносят. То одно, то другое отделение становится объектом жалоб. Автору этих строк за первые две недели апреля принесли в почтовый ящик только по одному экземпляру ежедневной газеты «Известия», на следующую неделю – четыре номера в один день. А номера тех же «Известий» и «Магнитогорского металла» от 3 мая поступили с опозданием на сутки не только мне, но и, как минимум, подписчикам всего 141 микрорайона. Потому что, как выяснилось, сломалась машина, перевозившая почту. Тенденция, однако…
Причина неурядиц давно известна: хроническая нехватка кадров, «вытекающая» из неудовлетворенности зарплатой. Переход в конце прошлого года на единую систему оплаты труда практически ничего не дал. Те 25–30 процентов, на которые поднялась зарплата почтальонов, операторов и других работников массовых профессий, неплохо было бы «подбросить» еще два-три года назад – ныне эту прибавку заблаговременно съела ненасытная инфляция. Новая система оплаты вроде предоставляет почтальонам возможность иметь заметный приработок на различных «смежных» операциях. Но это значит, что почтальоны должны стать «многостаночниками», которые одновременно должны делать и то, и другое, и пятое-десятое. Остались, что называется, при своих интересах и ведущие специалисты: у бухгалтеров, например, оклад был 5300, а стал аж на два рубля больше. Поэтому и «белые воротнички» уже смотрят на сторону.
– Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» – это в масштабах страны полмиллиона работников, – пытается «войти в положение» родного ведомства Юрий Кухаренко, в конце прошлого года принявший бразды правления Магнитогорским почтамтом. – Если всем одновременно повысить зарплату, неимоверно вырастет фонд оплаты труда. Поэтому ограничились повышением только для массовых профессий. А нам из каких средств повышать зарплату? У нас доходность очень низкая, финансовый результат нулевой. Предприятие наше, вообще-то, коммерческое, и, чтобы держаться на плаву, можно, например, торговлю развивать. Но в городе и без того полно магазинов. А в сельской местности на что рассчитывать в каком-нибудь малолюдном селе? По городу у нас 10–12 отделений нерентабельны, живут за счет нескольких крупных, имеющих относительно высокие доходы. А нам «пристегнули» еще Верхнеуральский и Нагайбакский районы.
Ю. Кухаренко сетует еще и на то, что почтовиков оттеснили от коммунальных платежей. Оно и понятно: единый расчетно-кассовый центр ЖКХ «наплодил» в городе десятки удобных для населения пунктов комплексного обслуживания, в которых, в отличие от отделений связи, нет больших очередей. И народ, естественно, предпочитает обращаться туда. А в Челябинске, например, как утверждает сам Ю. Кухаренко, коллегам удалось за счет коммунальных платежей добиться солидной прибавки к доходам. Так что же? Нечего на обстоятельства пенять, коли сами проморгали выгоду.
С коммунальными платежами, может, и так. Однако есть основания полагать, что нити неурядиц тянутся в отраслевой штаб – Почту России и Мининформсвязи. Проблемы создает излишне жесткая централизация управления, при которой руководитель почтамта практически не имеет полномочий ни в заключении договоров, ни в распределении премий и зачастую оказывается в роли статиста, грустно взирающего на нежелательные процессы.
В интервью упомянутому журналу «Почта России» аудитор Счетной палаты РФ Михаил Бесхмельницын, критически оценивая деятельность почтового ведомства, заметил, в частности: «Не совсем понятна позиция руководства Почты России относительно жесткой регламентации деятельности руководителя каждого почтамта. Почему, например, поставку стирального порошка в Кемерово или Барнаул нужно вести централизованно из Москвы, а не закупать по конкурсу на местах, у заводов, по заведомо более низкой цене? Это ли не потенциальный источник прибыли? А сэкономленные деньги вполне можно пустить на поощрение отличившихся – и начальника почтамта, и начальника отделения, и почтальона лично».
Почта торгует разным товаром, вплоть до холодильников и телевизоров – в Магнитке, правда, до такого еще не дошли. Но как торгует?! Есть в нашей области город Южноуральск. Так вот однажды, рассказывают знающие люди, на тамошний почтамт в централизованном порядке направили для продажи муку и гречку по «продиктованной» цене. А там есть свой крупный производитель муки и гречки, который предлагает и то и другое значительно дешевле. Так что получился натуральный анекдот из жизни. И стоит ли удивляться, что многие товары, навязанные почтовикам их отраслевым начальством, нередко выкупают сами почтовые работники, чтобы выполнить спущенный им жесткий план продаж? Эти товары проходят через бухгалтерию как комиссионные, за реализацию которых полагаются какие-то проценты. Какие именно – решает центр. Но хорошего дохода все равно не получается.
А генеральный директор Почты России Игорь Сырцов на одном из недавних заседаний секции «Электросвязь» Мининформсвязи доложил, что возглавляемое им предприятие активно развивает прием платежей в пользу предприятий электросвязи. Объем принятых через отделения почтовой связи платежей в прошлом году составил 14,7 млрд. рублей – на 48 процентов выше показателя 2005 года. Значит, электросвязь, по сути, «села на шею» почтовикам. В прошлом году там прошли большие сокращения операторов по приему платежей, но платить за домашний телефон, выход на межгород и прочее надо – и пошел народ на почту. И, грубо говоря, насколько сократился прием платежей операторами электросвязи, настолько же он возрос на почте. От суммы перечисленных платежей почтовикам выплачивают мифические комиссионные, размер которых «назначают» опять-таки в министерских кабинетах, минуя руководителей почтамтов. И этим отнюдь не исчерпывается перечень изъянов излишне жесткой централизации управления огромным хозяйством почтового ведомства.
На расширенном заседании коллегии Мининформсвязи в конце марта его глава Леонид Рейман сказал, что происходящие структурные изменения на почте, как и в отрасли в целом, свидетельствуют о ее переходе от стадии формирования и экстенсивного роста к состоянию зрелости. Может, с министерских эмпиреев положение в провинции так и выглядит. Но здесь, «на месте событий», кажется порой, что при сложившемся отношении к почте она, еще немного, и «дозреет» до полного наплевательства на свои функции.