Об этом на днях сообщили в информационном агентстве ТАСС со ссылкой на МВД. Курсантам, приступившим в марте к обучению на получение водительских прав, предстоит сдавать экзамены уже по новым правилам.
Главным изменением станет исключение «площадки» для экзаменов на категории B, C и D. Продолжительность практической части экзамена для большинства составит 30 минут. Умение выполнять такие элементы, как парковка и разворот, будет проверяться в городских условиях. Тем, кто собирается ездить с прицепом – категория E, сидеть за рулём с инспектором придётся 40 минут. Будущим водителям добавят несколько упражнений: парковку для разгрузки-погрузки, сцепление-расцепление прицепа, а также прямолинейное движение задним ходом. Цель нововведения – будущие водители должны быть лучше подготовлены к управлению автомобилем.
Маршрут заранее известен не будет, по регламенту его выберет экзаменатор из утверждённого перечня дорог и улиц. Добавится проверка водителей на умение ездить с максимально разрешённой скоростью, совершать обгон и опережение. Но появятся новые нарушения, за которые экзаменуемый будет получать штрафные баллы. Так, при слишком медленной езде можно заработать один балл, а если это создаёт помехи другим участникам движения – два балла. Если суммарное количество штрафных баллов достигнет пяти, вождение по-прежнему считается не сданным.
Предусмотрено 19 грубейших ошибок, за совершение любой из которых экзамен сразу прекращается. Это непристёгнутый ремень, пользование мобильным телефоном либо иным техническим устройством, позволяющим вести переговоры, непредоставление преимущества транспортному средству или пешеходу, обгон, поворот, разворот с нарушением правил и другие.
Сдавать на права можно будет с 16 лет. Несовершеннолетние должны будут предоставить письменное согласие одного из законных представителей. Теоретическая часть экзамена не изменится, хотя сначала обсуждали вопрос увеличения количества вопросов. Ещё одно новшество: во время приёма экзамена в автомобиле может находиться представитель автошколы, а также другие кандидаты, сдающие экзамен.
– Движение по городу в рамках экзамена занимает не менее 20 минут, поэтому не думаю, что увеличение на десять минут сильно усложнит задачу, – прокомментировал предстоящие изменения инструктор Павел Янычев. – Что касается маршрута, в Магнитогорске и сейчас он включает в себя только определённые улицы, но направление выбирает инспектор, и заранее оно не определено. В городе давно так и принимают экзамен, тут для курсантов ничего не поменяется. Думаю, площадка будет на усмотрение инспектора, в процессе обучения и подготовки она в любом случае остаётся.
Вариант со сдачей элементов парковки в городских условиях вызывает у автошкол много вопросов.
Горок в городе хватает, чтобы выполнить элемент «эстакада». Разворот в ограниченном пространстве действительно можно выполнять на тупиковых участках за пределами жилой зоны, как и предполагают новые регламенты. А параллельная парковка? «Гараж»? Учебные машины будут заезжать на парковку перед торговым центром и демонстрировать навыки заезда в бокс задним ходом? Или выполнять параллельную парковку между двумя автомобилями, стоящими в правом ряду на дороге? То есть сначала придётся ещё найти два таких автомобиля, чтобы выполнить элемент. А что будет, если, пока курсант паркуется, одна из машин уедет? Или единственное подходящее место для парковки окажется между двумя «Гелендвагенами»?
– Не знаю, насколько это будет работать, – уточнил Павел Янычев. – Пока вопросов больше, чем ответов. Да, на практике отрабатываем с курсантами параллельную парковку в реальных условиях, но под нашим контролем. Причём многие признаются, что первый год точно не планируют делать её самостоятельно. Всё-таки обучение в автошколе даёт только основные навыки управления автомобилем, а не готовит профессиональных водителей. Программы для автошкол составляют в ГИБДД совместно с министерством образования. Новые указания ещё не поступали. Когда это начнёт работать, тогда и посмотрим. В целом, думаю, сдать экзамен и получить права станет сложнее.
Так что в программы автошкол в связи с нововведениями вносить изменения пока не планируется. Также для курсантов остаётся 56 практических часов. Но не исключено, что стоимость обучения всё равно возрастёт.