Совсем скоро в школах Магнитки прозвучит первый звонок. Будут, обязательно будут цветы и улыбки, яркие платья и строгие костюмы, взволнованные первоклассники и не менее взволнованные родители, гулкие коридоры и светлые классы… Но праздник – лишь верхушка айсберга. А пока в школьных коридорах строительный мусор, а в классах свежеокрашенные парты – вовсю идет подготовка к новому учебному году.
В бюджет города на эти цели было заложено всего четыре миллиона рублей. Знаю семьи, которые свои квартиры ремонтируют на полмиллиона – а тут все-таки 65 школ.
– Сложилась ситуация, когда в соответствии со вступившим в силу налоговым законодательством в пользу города в 2005 году осталось всего два налога, – объясняет начальник управления образования Лариса Тихомирова. – Поэтому бюджет управления сформирован по минимуму. Эти четыре миллиона – самые необходимые средства на аварийные ремонты. Глава города Евгений Карпов занял принципиальную позицию: разрешил потратить на подготовку школ 14 миллионов, которые были запланированы на создание нового учебного учреждения – кадетского корпуса. Кроме того, в городе работает промышленность, в первую очередь, градообразующее предприятие – и нам выделили пять миллионов из профицитных доходов прошлого года, поступивших в бюджет. Половина ушла на установление автоматической пожарной сигнализации, другая – на ремонты. На принципах софинансирования из областного бюджета мы получаем средства на оплату труда учащихся, которые работают в бригадах и помогают ремонтировать свою школу за небольшую зарплату – порядка 900 рублей. Вот и «нашлись» еще два миллиона. Плюс поддержка шефов – в нынешнем году комбинат выделил 2, 2 миллиона. В целом на ремонт и оснащение школ будет потрачено 30 миллионов.
К слову сказать, ММК – на сегодня единственное предприятие, закрепившее свое шефство официальным договором с городской администрацией и взявшее под свое крыло 48 школ. Если в прошлом году выделенные для подшефных деньги осваивал стройкомплекс ММК, то в этом управление образования и школы будут сами распоряжаться этими средствами, поэтому планируют не только строительные работы, но и покупки: огнетушители, противопожарные двери… Это удобная форма сотрудничества, считают директора школ.
Шефские деньги и забота – конечно, не лишние в хлопотном школьном хозяйстве. В прошлом году, когда во главе управления образования стоял Михаил Эленбогин, он обратился с письмом к генеральному директору ММК Виктору Рашникову взять в подшефные сразу все школы города.
– Почему комбинат до сих пор не принял такого решения? – рассуждает начальник управления информации и общественных связей ММК, депутат городского Собрания Иван Сеничев. – Конечно, ММК – градообразующее предприятие, поэтому фактически 75 процентов школ получают шефскую помощь через цехи и депутатский корпус. Но комбинат – не единственное предприятие в нашем городе, получающее прибыль. Магнитка – город не бедный. Смотрите, какие торговые комплексы и ярмарки возводят, какие магазины строят. Почему бы некоторым коммерсантам, фирмам и предприятиям часть своей прибыли не вложить в школы, где учатся их же дети? И городская администрация в этом вопросе может выступить связующим звеном между предприятием и школой. Возьмем в качестве примера нынешний День строителя – нашлась же возможность привлечь строительные фирмы, консолидировать их усилия для проведения праздника без привлечения бюджетных средств. Может, шефская помощь и незаметнее, но важнее – это не пиар, а рутинная каждодневная работа. Насколько мне известно, сейчас глава города взял «на карандаш» этот вопрос. Ведутся переговоры с организациями, которые уже помогали школам, чтобы заключить с ними договор о постоянном шефстве по типу комбинатского.
– Без шефской помощи «некомбинатские» школы у нас не остаются, хотя и не связаны с постоянными организациями, – утверждает Лариса Тихомирова. – Девятнадцатой школе помогает компания «Кредо», третьей – СКМ, а в тридцать четвертой Прокатмонтаж ремонтирует целый этаж, управляющая компания «ММК-Метиз» работает со школой № 61. Список можно продолжить. Но одно дело оказывать помощь вне обязательств, другое – постоянно. Договор нужен не для того, чтобы «загнать в рамки», а чтобы продемонстрировать, что город видит их помощь, ценит ее, надеется на сотрудничество.
Если вспомнить старые добрые традиции, то можно утверждать – шефская помощь выражается не только в материальном эквиваленте. А профориентация, экскурсии, встречи с передовиками? Словом, приветствуются отношения мастер – ученик, а не просто безликий спонсор–безликий ребенок. И сотрудничество – это не оговорка. Школы тоже помогут своим шефам: предоставят актовый и спортивный залы для мероприятий, поучаствуют в концертной программе, поздравят ветеранов, помогут на субботниках…
Относительно финансирования. Откуда еще взять деньги на ремонт класса и школы? Правильно, собрать с родителей. И это вполне законно – статья № 32 «Закона об образовании РФ» разрешает привлекать средства родителей.
– На муниципалитете лежит содержание здания – ремонт кровли, полов, санитарных узлов, – объясняет Лариса Тихомирова. – На родительские деньги, как правило, ремонтируют кабинеты. Классному руководителю деньги в руки брать запрещено – всем заправляет родительский комитет. Главное тут – не перегнуть палку. Если родитель не может или не хочет дать деньги – его право. Но, в конце концов, мы делаем общее дело.
Еще одна проблема сегодняшней школы, и не только магнитогорской, но и российской – демографическая. Если восемь лет назад в городе насчитывалось 57 тысяч школьников, то нынче – сорок с небольшим. Количество первоклассников сейчас стабилизировалось:
1 сентября за парты сядут, как и в прошлом году, 3600 первоклассников. И в будущем году ожидается примерно столько же. Но в связи с тем, что начальная школа переходит на четырехлетнее обучение, в семи школах нет пятых классов, а в параллели пятых-шестых классов мы недосчитались двадцати двух классов. А вот учителей хватает: стараются городские вузы, да и старая гвардия школы не покидает.
Политика управления образования – используя освободившиеся ресурсы, сделать более удобными и оптимальными условия учебы, сохранить здоровье детей. Так, в прошлом году в освободившемся детском саду создана первая прогимназия: здесь занимаются дошкольники и ученики начальных классов. Атмосфера домашняя, условия комфортные. Есть идея создать учреждение для ребят предшкольного возраста, которые не посещали детский сад. «Домашние» бывают более развиты, чем детсадовские сверстники, зато отстают в социальных навыках: не умеют общаться, вести диалог, выстраивать систему доказательств. Им необходима помощь психолого-педагогической службы, и мы готовы ее предоставить.
Мало «посчитать» первоклассников – нужно посадить их за парты. Шестилеток, которые не пойдут в этом году в школу, по утверждению Ларисы Тихомировой, немного. Как несла школа ответственность за всеобуч, так и несет. И если неблагополучных детей стало больше, то и помощников прибавилось: отслеживать таких помогают ТОСы, домоуправления, детские сады.
Свой вклад в решение демографической проблемы вносит ММК. В прошлом году на комбинате стартовала программа поддержки материнства и детства стоимостью 22 миллиона рублей. Открыт центр материнства, цель которого – способствовать нормальному течению беременности и рождению здоровых детишек.
– Если раньше женщины работали в цехе здоровья, то теперь с 12 недель беременности они полностью освобождаются от работы с сохранением средней зарплаты, – рассказывает лидер движения «Я – женщина» Мария Москвина. – Каждая мать при рождении ребенка получает 10 тысяч рублей в качестве единовременного пособия. Ежемесячно по 500 рублей выплачивают женщинам, находящимся в декретном отпуске до полутора лет, до трех лет – одну тысячу рублей. К началу учебного года каждая комбинатская семья, в которой есть первоклассник, получит тысячу рублей. И согласно коллективному договору родителям «первашей» можно взять на этот торжественный день полноценный выходной.
И хотя формально 1 сентября «в компетенции» управления образования города, готовились к нему всем миром. Чтобы детский праздник состоялся, потребовались усилия многих взрослых: городских властей и депутатов, шефов и помощников, учителей и родителей.