ПОСЛЕДНИЕ 25 ЛЕТ его бессменно возглавляет Ольга Казачкова. Она известна в городе и области не только как грамотный руководитель с многолетним опытом работы, но и как одна из ярких представительниц женского движения Магнитки: неоднократно Ольгу Васильевну избирали депутатом городского и областного собраний.
По специальности Ольга Васильевна металлург-прокатчик, но в дом-интернат пришла не случайно. Здесь трудилась ее мама Марина Шестакова. По стечению обстоятельств в 1982 году руководить домом-интернатом стало некому. Пригласили Ольгу Васильевну на должность директора. И не ошиблись. В те годы Казачкова была профсоюзным лидером одного из профессионально-технических училищ. Ей пришлось кардинально поменять сферу деятельности, окунуться в проблемы пожилых людей и инвалидов.
– Первое, что привлекло меня, – чистота отношений в коллективе, нет зависти и злости, никто не держит камень за пазухой,– начала разговор наша героиня. – С таким коллективом было легко решиться на новаторские шаги.
Слово «руководитель» мужского рода, но Казачкова смогла доказать – женщины справляются с обязанностями управленца ничуть не хуже. Во времена всеобщего бартера и взаимозачетов она умудрялась накормить и одеть своих подопечных, выплачивать зарплату сотрудникам. Сегодня, существуя только за счет государственных средств, дом-интернат похож на санаторно-оздоровительный комплекс. Во дворе – ровесник дома яблоневый сад, летом – изобилие цветов. Двухэтажное здание отделали белым сайдингом, а внутри царит домашний уют: всюду картины, ковры, зелень. На диванчиках мирно беседующие ветераны, кто-то в холле смотрит телевизор, не потому, что в комнатах нет – просто вместе смотреть и обсуждать сериал или передачу гораздо увлекательнее.
Многим из жильцов в доме действительно лучше, чем на месте их прежнего проживания. До вселения сюда многие люди с ограниченными возможностями по нескольку лет не бывали на улице, некоторые были изгоями в собственной квартире – попросту говоря, лишними людьми в семье. Теперь у них большой общий, как они говорят, «наш дом». Более 200 проживающих имеют один адрес прописки: улица Санаторная, 14, вместо номера квартиры – номер комнаты (здесь не принято говорить «палата»). Живут по 3-4 человека, расселять жильцов стараются по возрасту и интересам.
– Не всегда удается угодить, – сетует заведующая медицинской службой Галина Зданюк. – У нас проживают пенсионеры и инвалиды 1 и 2 групп от 20 до 95 лет, у всех разные привычки, социальный статус, вероисповедание. Если соседи не уживаются, их переселяют в другие комнаты. Во всех восьми отделениях милосердия круглосуточно работают санитарки и медицинские сестры, осуществляющие полный контроль за здоровьем подопечных. В минувший год к нам поступило 47 человек, а с начала этого года уже двое.
– Большинство обывателей думают, что дом-интернат для престарелых и инвалидов – это убожество, грязь. Богадельня, одним словом, – сетует Ольга Васильевна. – Да, мы пережили трудные времена, но всегда рассчитывали только на себя. Со стороны кажется, что на бюджетные деньги все, что есть у нас, сделать невозможно: накормленные и ухоженные проживающие, медицинское обслуживание, оборудованные бытовой техникой комнаты, пластиковые окна, чистые, отремонтированные холлы и бытовые помещения. А секрет прост: все нужно делать планомерно, тогда все получится.
В доме-интернате для престарелых и инвалидов проживают люди, нуждающиеся в уходе, который не могут предоставить им близкие. Их обеспечивают четырехразовым питанием, одеждой, медицинским обслуживанием и так называемыми средствами малой механизации, в случае необходимости вывозят на консультации узких специалистов. Досуг организует психолог Алена Сергеева. Если телевизор, шашки, шахматы, чтение газет и журналов наскучили, то можно собраться на посиделки в комнате торжеств. Все, как положено: чаек, самовар, балалайка или гармонь. Часто проводят концерты, в актовом зале дома-интерната выступают творческие коллективы домов культуры, детских домов творчества, школьники, студенты и преподаватели Магнитогорской государственной консерватории. Для верующих открыта домашняя церковь. Очень любят жители дома различные экскурсии: по городу, в музеи, на Банное, в Абзаково. Праздники отмечают с особым размахом, будь то дни рождения, Новый год, 8 Марта, 9 Мая.
– Ольга Васильевна, какими качествами должны обладать ваши сотрудники?
– В первую очередь – терпением, отзывчивостью и добротой. Невозможно представить, чтобы какая-то машина, компьютер, робот осуществляла уход за человеком – только добрые руки способны накормить, искупать больного, поменять постельное белье. Работа обслуживающего персонала в денежном эквиваленте недостаточно оценена государством, но мы надеемся на лучшее. Многие проработали в доме-интернате не один десяток лет и награждены: Марина Шестакова удостоена ордена «Знак Почета», орденом Трудового Красного Знамени награждена врач-терапевт Зоя Арепина. С момента открытия дома долгие годы трудились фельдшер Антонина Краснолобова, сестра-хозяйка Валентина Калинина, врач-стоматолог Александра Бабушко. Сегодня в медицинской службе, пищеблоке, прачечной, административно-хозяйственной части, бухгалтерии заняты 80 человек, большинство – женщины. Но невозможно было бы обойтись и без мужчин: водители, электрик, слесарь, плотник, сторожа.
Среди проживающих много энергичных людей, кому всегда есть чем заняться. Помочь в лимонарии, например, где, кроме лимонов, растут гранаты, грибы вешенки и всякая «зеленушка». В швейной мастерской швее-закройщице Любови Андроновой, отработавшей в доме-интернате 29 лет, помогают жительницы дома Роза и Оля: обшивают жильцов. Ассортимент широкий: платья, халаты, рубахи, постельное белье, фартуки и поварские куртки для работников кухни. Для жильцов дома организованы парикмахерская, стоматологический и массажный кабинеты, физиотерапия. Не зря, значит, коллективу присуждена премия имени Никитина – очень высокая награда в сфере социальной помощи населению. Коллектив признан одним из лучших в России. В 2005 году Ольге Казачковой присвоили звание «Лучшая женщина-руководитель в социальной сфере области».
– Должны ли существовать такие дома или все же старикам и людям с ограниченными возможностями лучше оставаться в семьях? – поинтересовалась я у Ольги Васильевны.
– Мне часто задают вопрос: «Как можно отдать родного человека в дом-интернат?» А если за человеком просто некому и некогда ухаживать, он весь день лежит голодный, мокрый? Подвергать больного мучениям – это гуманно? Близким спокойно, если они знают, что за пожилым человеком в специализированном доме осуществляют уход, у него есть своя комната и близкий возрастной круг общения. Для поступления в дом-интернат нужно личное заявление поступающего. Иногда дети или внуки хитрят – просят стариков написать заявление: мол, отдохни, полечись. Потом бабульки недоумевают, почему их из санатория не выписывают, домой просятся. Это предательство со стороны детей: родитель трудом заработал трехкомнатную квартиру, а вынужден жить в комнате на 3-4 человека в доме престарелых. Другое дело, что такие дома-интернаты должны быть дифференцированы: одни – муниципальные, другие же, более комфортные, – для состоятельных людей. Но пока мы делим радости и горести с теми, кто живет у нас сегодня. И девиз у нас соответствующий: «Наш дом – одна семья».