В НОЯБРЕ на базе Уральской государственной архитектурно-художественной академии состоялась научная конференция «Баухауз на Урале», в которой участвовали архитекторы и искусствоведы России, Германии, Нидерландов. Баухауз – немецкая архитектурно-художественная школа, выпускники которой откликнулись на просьбу советского правительства приехать в начале 30-х годов прошлого столетия в СССР.
На Урал прибыли около двадцати архитекторов, в том числе восемь – в Магнитогорск. Они запроектировали квартал № 1 между улицами Маяковского–Пушкина–Чайковского–Кирова.
Начало застройки квартала положил руководитель проектной группы института Гипрогор Сергей Чернышев. Он предложил свой проект четырехэтажного четырехсекционного жилого дома, ориентированный на реальные условия социалистического расселения и учитывавший экономические возможности государства.
На этаже в каждой секции жилого дома две квартиры. Торцевые имели три изолированные и две смежные комнаты, кухню, ванную, санузел. Все помещения сгруппированы вокруг небольшой прихожей. Аналогично была сформирована и рядовая квартира с тремя изолированными комнатами.
Чернышев предложил строчную постановку двенадцати домов. Они сгруппированы в пары торцами к улице Пионерской. Улица шириной 25 метров предназначалась не только для транспорта, но и для демонстраций. Глухие торцы зданий служили для размещения агитации, балконы часто использовали как трибуны для ораторов.
Пространство между фасадами зданий заняли сараи – в них держали дрова для печей. Позднее их использовали для хранения вещей и даже для разведения живности. Эти блоки подсобного хозяйства сохранились и сейчас. Пространство между домами, удаленными друг от друга, предназначалось для отдыха и занятий физкультурой. Здесь размещали прогулочные аллеи, скамейки, фонтаны и скульптуры.
Фундамент первого капитального дома в Магнитке заложен 5 июля 1930 года. К зиме были построены все двенадцать жилых домов. Семьям с детьми давали две смежные комнаты, одиночек селили по три-четыре человека в комнату. Эти дома позволили уберечь от страшного уральского мороза 1931 года пять тысяч первостроителей.
В 1930 году в Советский Союз был приглашен Эрнст Май, городской советник по делам строительства во Франкфурте-на-Майне. Руководство нашей страны знало его: он читал лекции в Москве о проектировании и поточном строительстве рабочих поселков в Германии. В конце ноября 1930 года он представил проект планировки первого квартала, рассчитанный на девять тысяч жителей. Жилые дома размещены в центре, общественные здания – по периметру. Такой прием зонирования считался передовым.
Немецкому архитектору удалось ускорить сроки проектирования на основе типизации проектных решений; повысить экономичность застройки, благодаря стандартизации и унификации объемно-планировочных параметров; решить санитарно-гигиеническую проблему, размещая здания торцами к потоку загрязненного воздуха, а окна квартир ориентируя на озелененный участок; создать равные условия проживания, установив дома меридионально.
Двенадцать жилых домов в центральной части квартала в виде двух лент сгруппированы вдоль центральной квартальной улицы, названной Пионерской. Были созданы два внутриквартальных сада с зоной отдыха и спортивными площадками. Пространство квартала благоустраивали, тщательно прорабатывали малые формы архитектуры, создавая уютную среду для отдыха.
Эрнст Май предложил построить еще шесть жилых домов по проекту Сергея Чернышева, изменив их фасады под свой стиль. Пока шло строительство, Эрнст Май завершил разработку индивидуально-коллективного дома ИНКО. Это трехэтажный семисекционный дом с обобществленными формами быта. На каждом этаже и в каждой секции размещены четыре комнаты-спальни, сан-узел и ванная. В домах предполагалось расселить только взрослых. Для детей предусматривались ясли, детские сады и школа-интернат. Родители могли проводить свободное время с детьми, однако на ночь должны были оставлять их в детских учреждениях.
Стремление быстрее пустить дома в эксплуатацию привело к искажению идеи. Из комплекта общественных зданий были построены детсад, фабрично-заводская школа, столовая, магазины. Остальные остались в проекте.
К маю 1933 года правительство отказалось от услуг Эрнста Мая. Мы не смогли благодарно распрощаться с крупнейшим архитектором мирового уровня, начали клеймить результаты его деятельности в Магнитогорске.
Сегодня квартал Сергея Чернышева–Эрнста Мая реконструируют, хотя его следовало бы реставрировать. Скоро город потеряет важное звено в истории Магнитогорска. При молчаливом согласии жителей, при пассивности администрации уничтожают авангардную архитектуру начала 30-х годов прошлого столетия. Этот квартал – каменная история Магнитки. Уничтожим его – забудем детство родного города.
ВЛАДИМИР ФЕДОСИХИН, профессор,
ЕКАТЕРИНА КАЗАНЕВА, архитектор.
Фото ЕВГЕНИЯ АНТОХИНА.