- Приходите к нам на собрание, - раздался в трубке взволнованный голос. - Начальник-трамвайщик будет впервые разговаривать с коллективом автобусников. Вы ведь знаете, на нашем предприятии практически произошел захват власти!
Анонимный собеседник имел в виду июльское объединение муниципальных пассажирских предприятий - АТП № 1 и треста "Электротранспорт". Новое предприятие "Магнитогорский городской транспорт" призвано сделать пассажироперевозки более эффективными, а работу трамваев и автобусов менее убыточной. Пассажиры уже оценили первые плюсы этого слияния: общий проездной, уменьшившаяся до трамвайного стоимость проезда в автобусе, новые маршруты. Только вот коллектив новорожденного предприятия по-прежнему сотрясают бури.
Разобьем стекло
В кабинете техники безопасности бывшего АТП народу немного. Кондукторы вытирают пыль со столов. "Всех уборщиц поувольняли", - поясняют они. Кто-то пытается открыть окно, и его предупреждают: "Осторожно, все гнилое, рама развалится". Тут же следует предложение: "Пусть ОНИ нам пластик ставят, а открыть не можешь - давай стекла разобьем".
И это разделение на наших и "ихних" подчеркивали на протяжении всего собрания. "У нас кондукторы вежливые, а у них - нет. У нас накатанные выгодные маршруты закрывают - у них выгодные открывают. У нас водителям трудней - а у них езжай себе по рельсам. У нас безубыточное предприятие - они в долгах, как в шелках". Кстати, АТП действительно было более рентабельным, чем трест "Электротранспорт". Но, снимая сливочки: собирая пассажиров в час пик, автобусники потеряли своих клиентов и не решали социальной задачи перевозки людей. А проблемы у транспортников всех мастей одинаковые: общественный транспорт перевозит около половины пассажиров, а остальные пересели на маршрутки.
Начальником новоиспеченного МагГорТранса стал Виктор Бородулин, ранее возглавлявший Электротранспорт. Для автобусников он чужак, а не отец родной. А ну как обидит? Напряженность витала в воздухе, была понятна по выкрикам: "А что толку! Надоело! Мы изгои!"
Когда Бородулин появился в президиуме, он тоже был явно раздражен и не спешил любезничать с коллективом. На упрек, почему такая маленькая зарплата у кондукторов, сказал: "Что заработали, то и получили". Прикрикнул во время начинающегося "базара": "Вас никто сюда не звал!" На вопрос, работает ли профсоюз, заявил: "Не знаю, как ваш, а наш работает".
Верной дорогой идете, товарищи
Но сторонам как-то удалось "вырулить" на прямую дорогу - задачи-то у них общие.
Виктор Бородулин озвучил сделанное за небольшой период. Силами МГТУ обследовали маршруты - впервые за последнее десятилетие. Часть изменили, убрали параллельные - нечего трамваям и автобусам конкурировать друг с другом за пассажиров. 61 и 18 автобусные маршруты закрыли, зато возродили "семерку". При этом рынок автоперевозок еще изучают, поэтому последуют новые изменения. Многие вопросы решит единая диспетчерская служба. Сделали разворотные площадки для автобусов. Приняли заказ на лампы, ремни и "резину" - пора думать о зиме.
С 1 августа он гарантировал единый проездной для транспортников на 25 бесплатных поездок. А когда народ возмутился - мол, маловато будет, почему себя не можем возить бесплатно? - пообещал порешать.
Он вообще многое брал на карандаш - и жалобы на "козьи тропы" в садах, и на наглых маршрутников, которые занимают эти самые разворотные площадки, на ненужные простои, на работу столовой. Причем эти претензии были скорей не к новому руководству - они достались ему по наследству.
Бородулин развеял слухи о том, что закроют кондукторскую и диспетчерскую. Призвал, раз судьба свела, к диалогу. Советовал не копить жалобы и слухи целый месяц, до следующего собрания, а обращаться к своему непосредственному руководству - начальнику службы автоперевозок Владимиру Галкину.
Владимир Иванович в шутливой форме дал понять, что он по-прежнему на коне:
"Сейчас, после объединения, некоторые говорят: а кто такой Галкин, объясняю: пока я езжу на белой машине, я начальник. Когда приду в шортах, значит, сняли".
Народ расходился поутихший. А когда я спросила одного водителя, как у них относятся к объединению, тот ответил: "С надеждой на лучшее. Потому что хуже уже некуда".