– Окончив в 1938-м начальную школу, – вспоминает она, – я поступила в пятую, которая находилась тогда рядом с Госбанком в левобережной части города. Это здание и сейчас стоит неподалеку от центральной лаборатории комбината. Поразило то, что, начиная с пятого класса, здесь обращались к ученикам на «вы». Все педагоги были, как теперь принято говорить, от бога. Прошедшие с той поры почти 70 лет не изгладили из памяти их лица.
Русский язык и литературу преподавала Анна Павловна Текеджи. Она была хрупкой, небольшого роста. Ее мужа репрессировали, а дочь Светлана училась в этой же школе. Благодаря Анне Павловне я за все годы не сделала в диктантах ни одной ошибки, а по литературе и сейчас помню наизусть «тройку» из «Мертвых душ» Гоголя. Все программные пьесы мы сразу же ставили на сцене. Недаром Гена Жиряков из нашего 7-б сыграл потом в театре роль Олега Кошевого из «Молодой гвардии», а Тамара Иноземцева стала заслуженной артисткой.
Николай Федорович Ильин очень доходчиво объяснял нам законы физики. Для закрепления материала он подбирал соответствующие интересные диафильмы, которые доверял прокручивать нашему однокласснику Вите Зворовскому. Так, основные законы физики не забывались, и их знание часто помогало мне в жизни.
Очень уважали мы учителя математики Марфу Павловну Левицкую – светлая ей память. Алгебра и геометрия усваивались нами легко, а формулы пригодились в войну, когда приходилось определять площадь поверхности разных деталей при никелировании.
Интересно было на уроках Федора Марковича Шишкалова. Он уверял нас, что истинная история познается не ранее чем через сто лет. После фронта наш учитель уехал в Челябинск, где ему предложили работать в обкоме партии.
Антонина Семеновна Лепилова , биолог, увлекала нас рассказами о растениях. Весной 1941-го она попала под трамвай. Нам дали другого преподавателя, но мы невзлюбили его за то, что он прочитывал готовые тексты из учебника. Как член учкома, я доложила об этом директору Аркадию Сергеевичу Демину. На второй день он пришел к нам на урок зоологии и, убедившись в неподготовленности педагога, сразу уволил его из школы. Мы же, чтобы не подвести свою прежнюю учительницу, всем классом договорились как можно лучше подготовиться к экзамену и слово сдержали.
Немецкий язык вел Константин Иванович Строев – немолодой уже, с седой головой и седыми усами. Потом его заменила молодая учительница Татьяна Гавриловна. В войну я встретила ее на вокзале. Она отправлялась на фронт, и мы довольно долго беседовали с ней перед расставанием.
Больше всего воспоминаний связано с Алексеем Федоровичем Яиковым. Он преподавал географию, рисование, был нашим классным руководителем. Судя по фамилии, Алексей Федорович – потомственный казак. Мы считали его старшим товарищем, и между нами сложились самые добрые отношения. Приведу хотя бы такой пример. Витя Зворовский, которого я уже упоминала, славился тем, что очень хорошо рисовал. И вот однажды, когда мы всем классом просмотрели в кинотеатре «Магнит» картину «Тимур и его команда», он изобразил в профиль учителя по черчению – а мы его недолюбливали, а против его носа нарисовал фигу. Начался урок географии. Алексей Федорович зашел в класс, поздоровался, мы сели. Он заметил на внутренней стороне двери странный портрет и, заставив нас встать, спросил, кто это сделал. Мы молчали. Но после того как учитель сказал, что придется простоять весь урок, Витя сознался в содеянном. Алексей Федорович попросил его снять рисунок, а после звонка увел в учительскую.
Мы ждали виновника всю перемену и переживали: теперь вызовут родителей, последует какое-то наказание. И вот, наконец, Витя вылетает из учительской – довольный, рот до ушей, с большим листом ватмана подмышкой. Оказывается, Алексей Федорович дал ему открытку, на которой был изображен Ворошилов на коне, и попросил сделать копию. Она получилась очень красивой. Ее заключили в рамку и поместили на стене между этажами.
Что касается самих уроков географии, то они проводились рационально. После опроса двоих-троих учеников Алексей Федорович давал новую тему. Для лучшего усвоения материала подбирал выдержки из художественной литературы, которые я читала вслух. Чтобы на это оставалось больше времени, весь класс вел себя безукоризненно, поэтому не терялось ни одной минуты.
Жизнь в школе протекала очень интересно. В кружке рукоделия все вместе мы вышили гладью и украсили аппликацией герб Советского Союза. Моя работа – блузка с узорами крестиком – попала на общегородскую выставку. В кружке биологии в нашем распоряжении был микроскоп, помогавший нам заниматься исследованиями. Мы выращивали разные растения. Привлекала нас и художественная самодеятельность. Я выступала в роли адъютанта в комедии «Режиссер Петушков». Во время спектакля я не смотрела на зрителей, но мне рассказывали, что Аркадий Сергеевич, директор, смеялся от души.
8 мая 1941 года в школе проходил воскресник: все вышли во двор, убрали строительный мусор, выкопали ямы, посадили деревья. А после сдачи экзаменов наш класс ездил на Березки. Взяв с собой продукты и мяч, мы перешли через гору и провели на лужайке весь день. Играли, мечтали. Ходырев и Блидченко сказали, что хотели бы поступить в военное училище. В расщелине мальчишки обнаружили размытые весенними ручьями захоронения людей. По всей вероятности, это были репрессированные. Девочки не ходили смотреть – боялись…
Первый день войны помню почти поминутно. Во-первых, я видела во сне, что подхожу в розовом платье к перекрестку и встречаюсь с Алексеем Федоровичем. И вот действительно направляюсь днем в этом платье в кино и слышу, как учитель окликает меня: «Шура!» Больше я его не видела. Он погиб на фронте, а сон оказался вещим. О начале войны нам объявили в кинотеатре, прервав фильм «Фронтовые подруги», посвященный трем участницам финской войны. Вскоре 5-ю школу переоборудовали в госпиталь, а документы наши переправили в 14-ю, откуда я их забрала, поступив без экзаменов, как отличница, в индустриальный техникум.
Летом 1941 года кончилось мое детство и началась тяжелая работа. Не покидало постоянное ощущение голода. И каждый раз, проходя мимо своей школы, я не могла сдержать слез. В классах, где прежде проходили уроки, лежали раненые. Умирали даже здесь, в глубоком тылу. Не вернулись домой Аркадий Сергеевич Демин, наш директор, учителя Алексей Федорович и Татьяна Гавриловна, ученики Зворовский, Ходырев и другие…