Несколько лет назад в Магнитогорске началась кампания по уничтожению большинства остановочных комплексов, которые городские власти до того целенаправленно культивировали.
Против существования большинства остановочных комплексов выступала… ГИБДД. Скорее всего, это был "социальный заказ" руководства городской администрации, поскольку в позиции гаишников здравого смысла почти не усматривалось.
А позиция, к примеру, была такова: автомобилистов "притягивают" торговые киоски, расположенные в этих комплексах, и они, постоянно занимая расположенные близ остановок общественного транспорта карманы для заезда автобусов и загромождая проезжую часть дороги, где этих специальных заездов нет, создают опасную обстановку дорожному движению. Закономерен вопрос: "А не проще ли автоинспекции навести порядок со стоянками и остановками транспортных средств в запрещенных местах, нежели подписывать весьма сомнительные заключения о том, что именно торговые точки способствуют аварийной обстановке?"
То ли здравый смысл возобладал, то ли "сверху" кто-то авторитетно цыкнул в защиту малого бизнеса, но чиновники отступили от реализации "ликвидационной" программы. Но безобразия с нарушениями правил остановки и стоянки транспортных средств достигли, кажется, даже более угрожающих масштабов. Напомню, что остановка и, соответственно, стоянка транспортных средств запрещена, в частности, на пешеходных переходах и ближе 5 метров перед ними, ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных соответствующими знаками и указателями, на пересечении проезжих частей и ближе пяти метров от края пересекаемой проезжей части, а также в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, создаст помехи для движения других транспортных средств или пешеходов (п. 12 ПДД).
Очень многие водители искренне считают, что правила дорожного движения написаны исключительно для того, чтобы ограничить их свободу передвижения, а цель гаишников - изловить и наказать "свободолюбивого" водителя и, при случае, положить в свой карман энную компенсацию за лихую езду или пренебрежение дорожной дисциплиной. А нелишне знать и понимать, что эти правила и следящие за их соблюдением служивые люди в форме призваны хотя бы сократить кровавую статистику, согласно которой на дорогах России гибнут ежегодно более 30 тысяч людей. А сколько получают увечья, сколько уничтожается и калечится техники? Довелось читать, что каждый пункт правил написан буквально кровью людей - на основе изучения и обобщения конкретных трагических ситуаций.
Был свидетелем, как женщина с ребенком чисто случайно не оказались под колесами иномарки на пешеходном переходе, перед которым в непосредственной близости остановилась маршрутная "ГАЗель" для высадки пассажира "по требованию": из-за маршрутки женщина не видела стремительно приближавшийся автомобиль. Водитель иномарки, возможно, не видел из-за микроавтобуса либо знака пешеходного перехода, а, скорее всего, пешеходов, уже шагнувших на проезжую часть. А может, видел, но рассчитывал на "благоразумие" пешеходов: мол, поостерегутся, уступят дорогу. Трагедии не случилось благодаря экстренному торможению, предпринятому водителем иномарки, о чем сужу по отчаянному визгу тормозов и резкому маневру иномарки влево - благо в соседнем ряду не было других машин.
Но на этом конфликтная ситуация не закончилась. Изначальный ее виновник, водитель маршрутки, отъехал от обочины и буквально согнал растерявшуюся и испуганную женщину с малышом с пешеходного перехода истошным лаем клаксона и покрутил в ее адрес пальцем у виска. И вот наблюдаю картину-продолжение: перед пешеходным переходом послушно останавливается целое стадо машин, вежливо, как положено, предлагая пешеходам завершить свой путь через дорогу. А женщина уже боится: мало ли что у водителей на уме? И пошла через дорогу только после того, как передние водители "подбодрили" ее на решительный шаг миганием фар.
Обычная, многократно и повсеместно встречающаяся ситуация, когда карманы, предназначенные для заезда маршрутного транспорта, буквально оккупируют легковые машины, главным образом, такси. Но вот подъезжают рейсовый автобус, маршрутная "ГАЗель", а их место-то занято! Поэтому остановка, посадка-высадка пассажиров производятся на проезжей части. Но здесь же, на проезжей части, оказываются и пассажиры. А за маршрутными автобусами выстраивается целая очередь машин, ехавших следом в этом же ряду. Вот тебе уже и мини-пробка, искусственное сокращение пропускной способности дороги, которая и так, особенно в часы пик, страдает хроническим транспортным запором. Но вот самый нетерпеливый водитель - реальный случай в марте на проспекте Маркса напротив курантов - резко берет влево, пытаясь влезть в образовавшийся минимальный разрыв, сзади - визг тормозов и хрустящий удар в бампер: кто-то тоже поторопился. Оба водителя выходят, размахивают руками, "задний" выставляет знак аварийной остановки. А это уже - полноценная пробка.
Спору нет, активность работников ГИБДД явно возросла. В зоне их внимания, знаю по своему водительскому опыту, то скоростной режим, то пешеходные переходы, то …ремни безопасности. Очень напоминает некую кампанейщину - месячники, декадники. Недавно наблюдаю такую картину: на улице Доменщиков около станции "Скорой помощи" наряд городской ГИБДД настойчиво "шерстит" любителей скоростной езды в зоне действия знака, ограничивающего скорость движения до 40 км в час. А буквально в трех десятках метров - целый "букет" нарушителей - таксистов, заполнивших карман, предназначенный для заезда автобусов. Кстати, по новейшей регламентации - постановлению правительства РФ от 14 февраля 2009 года "Об утверждении Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" так называемые маршрутные такси - вовсе никакие не такси, а обычные маршрутные автобусы, только малой вместимости - "транспортное средство категории М2, подчиняющееся общим правилам работы по определенным маршрутам, расписанию, с конкретными остановками для посадки-высадки пассажиров". На глазах у гаишников эти мини-автобусы вынуждены были останавливаться на проезжей части и даже на пешеходном переходе, перед которым, кстати, тоже в нарушение, в двух метрах стоял продовольственный фургон-"бычок", явно затрудняя работу и самим гаишникам с радаром. Впрочем, может, ошибаюсь, они в своих ярких жилетах могли за ним довольно успешно прятаться для повышения результативности выполнения обязанностей по службе, чтобы она была не видна, как поется в профессиональной милицейской песне, хотя бы на первый взгляд.
Подхожу к старшему лейтенанту. Спрашиваю с хитрецой, показывая на неправедно припаркованные автомобили: мол, раньше подобное пресекалось, а теперь - можно?
- Да нет, - ответствует старлей, - нарушение явное, да вот только у нас руки не доходят.
- Людей не хватает?
- Все штатные места заняты, нарушителей много.
- А вы, - советую, - перебазируйтесь в район остановки, выпишите им что положено, а скорость в это время все будут соблюдать - вас-то далеко видать. И пешеходов водители будут пропускать, значит, тройная выгода.
- То-то и оно, - говорит "старшой", - что нас видно будет. А что "этим", стоящим, сто рублей? Только отвернешься - другие понаедут. Да тут, в основном, и не таксисты, а кто без работы или зарплаты остался: поставит на крышу фонарь с шашечками и "бомбит"…
Подхожу к такому "с шашечками", довольно привольно расположившемуся у "второго "Моста", перегородив машиной и боковой проезд, и тротуар.
- Понимаю я, что это не по правилам, - говорит водитель и, тряхнув перед моим носом солидной пачкой милицейских протоколов, говорит: - Почти каждый день выписывают, а я буду платить, мне стоять в "рыбных" местах выгодно, про нас так и говорят - "прибордюрники".
…Еду в маршрутке "Автолайна". Женщина просит водителя остановиться "сразу после перекрестка" - тот послушно останавливается… на пешеходном переходе, и недовольные пешеходы, двинувшиеся на загоревшийся зеленый, обходят маршрутку спереди-сзади.
- Да знаю я,- оправдывается водитель, - что есть определенные места для посадки-высадки пассажиров. Понимали бы это и сами пассажиры…
Скажем так - хиленькие аргументы.