ПО ТЕМЕ, затронутой в публикации «Коммунальный бизнес» («ММ», 2 июня), высказывается в интервью газете председатель депутатской комиссии по городскому хозяйству, строительству и экологии Геннадий НИКИФОРОВ.
– Я не увидел ясной позиции автора относительно идущих и предстоящих перемен в сфере ЖКХ. Она основана на довольно спорных моментах и неточностях, ведущих к нелогичным выводам.
Страшен нам или не страшен «черт», под которым автор подразумевает реформу ЖКХ? Преподносится все так, что о реформе ЖКХ знают и довольно подробно все, кроме «бабы Фроси с третьего подъезда». Да ничего подобного. Утверждаю, что ясно понимают и представляют себе, что такое реформа ЖКХ, как ее предполагается проводить и для чего, всего 10–15 процентов населения. Причем речь идет только о первых шагах реформирования. А в целом, «с чем ее едят» на законодательном уровне хотя бы базовых статей Жилищного кодекса, – не более 4–5 процентов. Элемент недоверия к проводимым реформам заключается и в несовершенстве, незаконченности правовой базы. И поэтому сегодня задача СМИ: как можно шире и объективнее освещать задачи и ход реформы на местах. И не на примитиве – что она якобы затеяна лишь для того, чтобы все заботы о коммунальном хозяйстве переложить на население и для этого непомерно взвинтить квартплату.
– Так что же теперь – лакировать действительность? Преподносить явные коммунальные прорехи в розовом цвете?
– Безусловно, нужно говорить и об отрицательном опыте. Но обязательно исходить из того, что этот процесс – безальтернативный. Начавшаяся реформа ЖКХ необратима. И уже есть положительный опыт, первые отрадные результаты.
Но нужно ли сгущать краски? Например, пугать акционированием коммунальных предприятий? Опыт акционирования большинства предприятий Магнитки, начиная с ОАО «ММК» и заканчивая самыми маленькими образованиями, прошедшими процесс разгосударствления, свидетельствует о положительных переменах – растут объемы производства, зарплата, появляются новые рабочие места, укрепляется социальная защищенность работников. То есть, формируется и развивается цивилизованный рынок частной собственности. Спрашивается: а почему в черном свете видится в этом процессе участие предприятий коммунального хозяйства? Ведь и здесь уже есть положительный пример – с Магнитогорскмежрайгазом. Работавшая частная структура оказалась крайне неэффективной, подошла к логичному финишу с примерно 80 миллионами рублей долгов и расписалась в собственной несостоятельности. Без малого год назад эту нишу заняли другие собственники. И что? Городское газовое хозяйство развалилось? По-прежнему газ поступает в наши дома, сохранены щадящие кошелек тарифы, обеспечивается безопасность хозяйства, продолжается – и эффективно – газификация в городе и на селе. И никто сегодня не скажет, что затронуты хоть в самой малой мере интересы жителей города, той же «бабушки Фроси с третьего подъезда».
– А что, с акционированием ЖРЭУ, появлением частных управляющих компаний дворники будут мести чище, сантехники протрезвеют, подъезды будут ремонтировать вовремя?
– А знаете, лучше будут мести. И уже метут. Примером тому – товарищества собственников жилья, частные управляющие компании, которые появились в городе. Это – явно более эффективные способы управления жильем по ряду параметров. Выше качество услуг, дисциплина оплаты квартирных услуг. И развивать такую форму управления, как ТСЖ, нужно. Хотя здесь есть и довольно веское «но».
– Вы имеете в виду старый жилфонд, у которого гораздо ниже стартовые условия?
– К сожалению, это «там, наверху», как-то стыдливо замалчивают. И это тормозит эффективный приход на рынок услуг ЖКХ управляющих компаний. По законодательству государство должно перед передачей управляющих функций произвести за свой счет, где необходимо, капитальный ремонт домов и коммуникаций. Эту обязанность на федеральном уровне не отрицают, но и не выполняют. Разве что по статье ликвидации ветхого и аварийного жилья. Еще до принятия Жилищного кодекса мы на городском уровне несколько лет занимались этой проблемой, предлагали программу на все уровни власти, начиная с федеральной и кончая региональной. В конечном итоге, «процесс пошел». Правда, пока больше средств на это идет из регионального источника и местного бюджета. Не думаю, что правительство открестилось от местных проблем – по мере появления средств, надеюсь, государство все же будет выделять деньги на капремонт жилья.
– Собственники жилья боятся «пришельцев», предлагающих себя в качестве управляющих компаний. Мол, сдерут деньги, и – поминай как звали. Кинутся в городскую управу, а там – от ворот поворот: мол, ваши проблемы…
– Городские власти на самотек этот процесс не пустят, контроль будет. Например, налоговые органы вправе оценивать работу управляющих компаний. Администрация, депутатский корпус никогда не оставят без присмотра коммунальную сферу. Тем более что примерно пятая часть жилого фонда пока остается в муниципальной собственности. И поэтому я уверен, что все преобразования в сфере реформирования ЖКХ будут проходить последовательно, аккуратно, в рамках законодательства и под контролем администрации города и депутатского корпуса.
– Почему за рамками приватизации, как я понимаю, пока остаются такие муниципальные предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность города, как тресты «Водоканал», «Теплофикация»?
– Они в любом случае выйдут из прямого муниципального подчинения. И с немалой пользой для населения. Опять-таки сошлюсь на чужой опыт: например, пермский «Водоканал» после акционирования стал активно вкладывать средства для сокращения потерь воды в сетях. Кстати, в Магнитогорске такие потери в подземных коммуникациях, что «для печати» я их и не назову.
– А я знаю: 30–40 процентов – шепнули тоже «не для печати» довольно компетентные люди.
– По данным треста «Водоканал», «всего» 18–20 процентов. Но есть еще и бесхозные сети, сети, находящиеся у других собственников. Но так или иначе, все эти потери «расписывают» на потребителей.
– Не отрешится ли город от проблем ЖКХ в связи с тотальным акционированием еще пока муниципальных предприятий этой сферы?
– Это – невозможно, ведь коммунальное хозяйство определяет уровень жизнеобеспечения города. По-прежнему будут вкладывать серьезные деньги для обеспечения, развития коммунальной инфраструктуры, по-прежнему органы местного самоуправления в рамках своего устава будут контролировать качество, объем и состав, комфортность, справедливость стоимости коммунальных услуг магнитогорцев. Так что не все будет переложено на плечи акционерных обществ в сфере ЖКХ, пусть и обретших экономическую и юридическую самостоятельность. Но эта самостоятельность законодательно будет осуществляться в строгих рамках рачительного хозяйствования, инициативы и экономической свободы, сугубо в интересах населения. И вообще, система реформирования ЖКХ, акционирования коммунальных предприятий основана на двусторонних договорах между управляющей компанией и конкретным жильцом. С четким определением тарифов, качества и набора услуг. Нечто подобное есть и сейчас, но эти «договора» формальны и односторонни. Появится жесткая схема двустороннего сотрудничества, в которой, думаю, разберется и «баба Фрося с третьего подъезда».