НАЧИНАЯ С ЯНВАРЯ жителей дома № 43/1 по проспекту Ленина, фигурально выражаясь, трясет: расположенный парадным выходом на проспект магазин спортивных товаров решил расшириться и, скупив квартиры всего первого этажа, начал обычную в этих случаях перестройку.
Как выяснилось, с документами у «хозяина» все в порядке – все согласовано, все разрешения налицо. Да вот закавыка: со старожилами дома, будущими соседями никто церемониться не стал. И не только «перестройщики», но и родное домоуправление № 10, которое возглавляет Анна Горбачева…
НО ЗАЧЕМ ТАК, ПО-СВИНСКИ?
В проблемном доме люди в большинстве пожилые – бывшие работники комбината. Ситуацию понимают так: если фирма скупила квартиры и начала капитальный ремонт с перепланировкой, значит, это кому-то нужно. Но и с ними тоже следует считаться. Потерпели бы, говорят, грохот отбойных молотков и перфораторов. Но постарайтесь не затягивать кавардак надолго, обеспечьте вывоз строительного мусора, уберите подъезды, в которые проникает через незамурованные двери скупленных квартир пыль. А тут еще и с водоснабжением началось непонятное: все «до того» было нормально, а с началом ремонта – долго приходится сливать воду, пока дождешься горячей, а это немалый перерасход, лишние затраты из небогатых стариковских бюджетов. То кипяток идет из «горячего» крана, то вдруг через минуту – холодная вода.
Дотошные жильцы выяснили, что новый хозяин, точнее – нанятые им работники, при монтаже трубопроводов что-то напутали, нарушив циркуляцию воды. Техник домоуправления, курирующая этот участок, Дина Ильина о проблемах с водой «не в курсе»: от жильцов жалоб не поступало. Да, что-то переделывали, заняли часть бойлерной, что в первом подъезде. Но все переделки согласуют с техотделом, а не с домоуправлением. По науке ли делали, согласовывали или нет, но приходившие по вызову слесари посмотрели, покачали головами и без лукавства заявили: мол, так теперь и будет.
Жильцы дома заявляют, что их новые соседи буквально свинячат, а за собой не убирают. Строительный мусор вытаскивают через оконные проемы в мешках, но часть мешков вытряхивают в кузов автомашины и пыль стоит до третьего этажа, разносится ветром по двору. Подъезды заросли грязью, пылью. Один из жильцов, Владимир Винокуров, пошел объясняться к домоуправу Анне Горбачевой. А она ему 500 рублей показывает: вот, мол, «перестройщики» дали на уборку. Первый раз за четыре месяца. Еще раз пошел, а Анна Ивановна опять ему ту же «пятисотку» показывает. Ходила в домоуправление и Александра Кайдаш с вопросом: почему в подъезде не убирают, две недели даже не подметали? Оказывается, техничка заболела, а больше некому.
– При таких работах подъезды нужно мыть каждый день. Мы ведь получаем пенсию и сначала оплачиваем коммунальные услуги, а уж что остается – на лекарство, на жизнь. И не ссылаемся на болезни, другие проблемы.
– А мне, – говорит Дмитрий Новиков, – в домоуправлении сказали, что теперь магазин оплачивает уборку, от них будет уборщица. Но что-то ее не видно. Кто за этим должен следить – домоуправление или жильцы?
ПО «СОВЕТСКИМ» НОРМАТИВАМ
Техник домоуправления Дина Ильина согласна: строители обязаны ежедневно убирать за собой мусор, грязь, пыль, в том числе и в подъездах. Штатная техничка убирает, как и положено, раз в неделю. А строители или хозяева – заказчики работ, которые по договору обязаны поддерживать чистоту, ей только однажды заплатили 500 рублей.
В договоре с устроителями работ по ремонту, перепланировке помещений в заселенных жилых домах, что цитирует мне начальник ЖЭУ № 10 Анна Горбачева, предусмотрены ежедневная уборка, вывоз мусора, а также влажная уборка лестничных площадок и маршей для исключения запыленности подъезда.
– Почему этого не делают? – парирует Анна Ивановна и откровенно лукавит: – То «они» сами убирают и нашей уборщице доплачивают, она оба подъезда моет два раза… в месяц (!).
Вообще-то, извините, с какой периодичностью положено убирать места общего пользования, лестничные клетки, подъезды? Есть официальный документ – постановление губернатора от 5 июля 2000 года № 280, действующее по сегодняшний день, «О нормативах Челябинской области по ремонту, содержанию и обслуживанию жилищного фонда и придомовых территорий». Для принципиальных и любопытных читателей – интернетовский источник: www.bestpravo.ru/chel/data07/tex23938.htm
Так вот, по этим нормативам за наши деньги коммунальщики должны обеспечивать уборку в подъездах в следующих объемах:
влажное подметание лестничных площадок и маршей нижних двух этажей – ежедневно;
влажное подметание лестничных площадок и маршей выше второго этажа – два раза в неделю;
влажное подметание перед загрузочными клапанами мусоропровода (если он есть) – ежедневно; мытье лестничных площадок и маршей – один раз в неделю;
уборка площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка – один раз в неделю;
мытье окон в подъезде, обметание пыли с потолков, влажная протирка стен, дверей, плафонов на лестничных клетках, оконных решеток, чердачных лестниц, шкафов для электросчетчиков и слаботочных устройств, почтовых ящиков – один раз в год.
Похоже, у некоторых магнитогорских коммунальщиков свои нормативы. В 10-м домоуправлении работают по четырем(!) «нормативам», естественно, менее хлопотным и щадящим трудозатраты коммунальщиков. В противовес «губернаторским» нормативам домоуправ Анна Горбачева показала инструкцию Госстроя, по которой якобы работают все коммунальщики. Применительно к уборке подъездов Госстрой приписывает производить уборку не реже чем раз в пять дней. В домоуправлении своя инструкция: ежедневно подметать, два раза в месяц – мыть. Домоуправ Горбачева сказала, что фактически они придерживаются правил уборки еще советских времен – раз в неделю мыть, раз – подметать. Техничка же – кстати, самая ответственная и трудолюбивая по мнению своих начальников – еще упростила процесс. Она призналась, что раз в неделю она каждый подъезд моет, а вместо подметания вручную собирает крупный мусор – бутылки, бумажки и прочее.
ЕЩЕ ОДИН «ИНТЕРЕСНЫЙ» МОМЕНТ
В десятом домоуправлении свято верят в то, что они самые что ни на есть «друзья человека». При этом ссылаются на отсутствие жалоб жильцов. Но это ведь так понятно: людей приучили, что жаловаться бесполезно. Ответ один: так положено.
Да не положено! И не все так, спустя рукава, «по-советски» работают. Например, в ТСЖ «Зеленый Лог, 54» все должностные инструкции – для сантехников, электриков, уборщиков мусоропровода, дворников и уборщиков лестничных клеток – составлены согласно областным нормам по ремонту, содержанию и обслуживанию жилищного фонда и придомовых территорий.
Еще один «интересный» момент. Старожил дома № 43/1 Дмитрий Новиков не раз обращался к домоуправу по поводу безобразного содержания дома и придомовой территории. Как-то Анна Ивановна ответила ему: мол, ваш дом находится в «захолустье», будут средства – все сделаем. Но, перефразируя Булгакова, «захолустье», скорее всего, следует искать в головах коммунальщиков. На следующий год они отремонтировали фасад дома, в котором находится домоуправление. А в «захолустном» доме по-прежнему сыплется штукатурка, отваливаются куски бетона с балконов. На двор, детскую площадку без слез не взглянешь. С началом ремонтных работ в приобретенных магазином квартирах стало еще хуже: машинами, что обеспечивают стройку, уничтожены газоны, сломаны ограждения. Отсутствие благоустройства, детской площадки домоуправ оправдывает тем, что у них «бедный» депутат. Спрашивается: куда идут немалые деньги, что ежемесячно платят жильцы, в том числе и на содержание придомовой территории?
Да, были времена, когда на уборку подъезда жильцы сбрасывались «по рублю» – то с квартиры, то с человека. А то и сами по очереди мыли-подметали. Сейчас все «содержание» оплачивают через кассу полным рублем. Поэтому люди вправе требовать от коммунальщиков, упорно навязывающих им свои услуги в качестве управляющих компаний, полного и качественного обслуживания. А сегодня их услуги очень похожи на пресловутые жульнические обсчеты и недовесы.