Недавно в Санкт-Петербурге подписан договор с Лен-промстройпроектом, выигравшим тендер, на корректировку генерального плана застройки Магнитогорска до 2026 года. Петербуржцам совместно с магнитогорскими архитекторами предстоит к маю будущего года «поправить» действующий генплан, рассчитанный до 2015 года, в соответствии со складывающимися тенденциями развития города в условиях рыночной экономики. Собственно говоря, не такой уж он и действующий, нынешний генплан. Градостроители, по сути, отказались от него еще в начале 90-х годов, когда рухнула экономика, а следом парализовало и строительный процесс. Когда же строительство оживилось, оказалось, что во многих случаях «хотение» застройщиков стало перевешивать разумные потребности города, намеченные перспективы развития и даже классические архитектурные каноны. Так, необходимость строительства нового Ледового Дворца свалилась как снег на голову: а будь он намечен в генплане, наверняка в городе для него нашлось бы более оптимальное место.
Интересно, что само понятие генплана возникло в СССР, на самой заре советской власти. Но затем генеральные планы застройки стали применять американцы, англичане, французы. И случилось это в конце ХХ века, когда мы от него отказались. Конечно, генплан позволял легко управлять всеми процессами развития города, максимально обеспечивая его потребности. Проще говоря, должен предохранять от стратегических ошибок. Например, учитывать розу ветров относительно экологически неблагополучных предприятий, рельеф местности, зоны возможных подтоплений ограничить «красными линиями», то есть запретить строительство на территориях, отведенных для организации транспортных потоков, подземных коммуникаций. Его задача – определять комплексность застройки, чтобы не получалось, что в одном микрорайоне – только магазины, в другом – школы, в третьем – детские сады. Словом, с его помощью весь процесс развития города должен быть максимально предсказуем и управляем.
Магнитку сразу же начинали строить по генплану. В конкурсе первого генплана, в результате которого построен соцгород, участвовали архитекторы – звезды мировой величины. По второму генплану строилась большая часть нынешнего Ленинского района, включая его архитектурную жемчужину, – комплекс проспекта Металлургов. Трудно представить, насколько красивей и комфортней была бы наша Магнитка, осуществись этот генплан! В частности, предполагалось, что проспект Ленина, буквально зажатый, в основном, пятиэтажками, будет значительно шире, а транспортные потоки – разделены скверами.
Но грянули сверху директивы по борьбе с «архитектурными излишествами», переходу на индустриальное строительство, промышленное домостроение. Для архитекторов наступил долгий период безвременья. Они пытались «творчески» привязывать к местности типовые крупнопанельные и крупноблочные серии домов, нареченные «хрущобами» и «брежневками», время от времени применять фантазию и изобретательность, вписывая в них «встроенно-пристроенные» помещения да иногда отводя душу на акцентных зданиях. Или когда полуподпольным методом проектировали для города «не положенный», по мнению Госстроя, театр под титулом кинотеатра, картинную галерею, «зашифровав» ее под магазин изо-продукции, Дворец пионеров, проходивший по документам в качестве школы, и так далее. И несомненная заслуга архитекторов, а это, в первую очередь, главные архитекторы города второй половины прошлого века Ирина Рожкова и Вилий Богун, что им удалось отстоять немало «белых пятен», пустырей для будущей застройки – они верили, что придет время, когда ключевой фигурой в развитии города станет архитектор.
Похоже, это время наступает, несмотря на то, что еще жив принцип «хотения» и превалирует строительный «вал». Кстати, первая ласточка уже прилетела: в прошлом году в городе появились свободные, «заинтересованные» деньги в строительстве, практически были удвоены предложения по строительству жилья и цены на «квадратные метры» стабилизировались. И волей-неволей инвесторам, застройщикам придется привлекать покупателей более конкурентоспособными проектами, качеством жилья, комплексностью застройки. И уже есть примеры, когда инвесторы охотно берутся вкупе с жильем строить магазины, кафе. Дойдет и до школ, детских садов, объектов коммунальной инфраструктуры. Кстати, реализуя свой бизнес-интерес, инвесторы уже «отстегивают» определенные проценты от вложений в квадратные метры на реализацию комплексной застройки. Они все больше видят в этом и выгоду для себя – квартиры будут продаваться лучше там, где развита инфраструктура.
Корректировка генплана до 2026 года и ориентирована на повышение качества застройки. Современное жилье на городских окраинах – с высокими потолками, большими прихожими и кухнями, в экологически благополучных районах с развитой инфраструктурой – непременно привлечет сюда жителей центральных районов города, проживающих в «брежневках» и «хрущовках», а это повысит доступность жилья на вторичном рынке. Предполагается в рамках новых микрорайонов, в первую очередь № 147–148, «квартальный» принцип малоэтажной – в 4–6 этажей – застройки по аналогии с кварталами старой части Ленинского района. Определено, что квартал – более «гуманная» среда, здесь соседи лучше знают друг друга, выше «социальный контроль». Планировка кварталов может предусматривать организацию замкнутых дворов с установкой ворот, находящихся под присмотром дворников, консьержей. Такие «микросоциумы» более управляемы, что очень важно при реализации принципов местного самоуправления, обслуживания совместного хозяйства при помощи управляющих компаний, товариществ собственников жилья. В квартальных образованиях ниже детская и молодежная преступность – психологи связывают это именно с меньшей плотностью застройки, с тем, что дети в большей степени находятся под присмотром взрослых.
Генплан ориентирован на то, что население Магнитогорска сохранится на сегодняшнем уровне. Но город несколько расширится, станет ниже и просторнее, прирастет новыми площадями. В частности, на левом берегу, в районе Зеленстроя, куда от правобережной улицы Коробова протянется пятый переход. В этом районе, где предполагается создание зоны активного отдыха, уже ведут восстановление подъемника, горнолыжной трассы. Наряду с освоением новых площадей будут реконструировать жилые массивы Ленинского района, застроенные обветшавшими домами, а также панельные и блочные пятиэтажки.
Корректируемый генплан развития Магнитогорска опирается на положительную динамику городской экономики, главным образом, на стабильную работу продолжающего развиваться градообразующего предприятия – металлургического комбината. А это – гарантия того, что к своему столетию Магнитка превратится в современный цивилизованный город «европейского типа» с высокой комфортностью проживания.