Меньше, чем через год, из Москвы прибыло пять парашютов для прыжков с самолета и два - для прыжков с вышки. А еще через два года молодая организация уже имела в своем распоряжении двенадцать планеров, шесть самолетов, число которых в скором времени возросло до десяти. Аэроклуб, постоянно ощущавший заботу города и металлургического комбината, становился все более и более популярным среди молодежи. Долгие он годы он считался одним из лучших в России...
Приезжали на аэродром ДОСААФ в разгар дня, в самое благодатное для полетов время. Но сегодня об авиаспорте для молодежи нет и речи. Не существует больше ни парашютного, ни планерного, ни самолетного звена. Содержать их не на что. Как и штат работников, в котором, не считая охранников, осталось всего два человека - начальник Виктор Кутный и инженер Анатолий Вильгельм.
Таким ли представлялся юбилей авиаспортклуба, воспитавшего одиннадцать Героев Советского Союза, храбро сражавшихся с фашистскими захватчиками, и известного всему миру космонавта Павла Поповича! А разве можно подсчитать, сколько военных и гражданских летчиков делали "первые шаги" на этом аэродроме ДОСААФ и каких результативных спортсменов взращивали такие наставники, как Валерий Крючков, Владимир Маяков и многие другие. Спортивную честь Магнитки и России защищали мастера по парашютному и самолетному спорту. Три года подряд одерживала победы команда планеристов, благодаря чему Кубок Урала навечно остался в нашем городе.
Наряду с обучением начинающих и тренировками опытных спортсменов авиаспортклуб проводил сборы допризывников. Под руководством инструкторов будущие десантники изучали матчасть и выполняли по три парашютных прыжка. Проверить свою готовность к службе в ВДВ мог каждый.
С наступлением девяностых годов прошлого века финансирование стало сокращаться и в конце концов свелось к нулю. Авиаспортклубу пришлось отчаянно бороться за выживание. Хватались за все: авиахимические работы, показательные выступления, воздушные прогулки для желающих. Средства добывали, как могли, однако о главном ни на минуту не забывали. А главное - это не только развитие авиационного спорта, но и доступность его для молодежи. Вместе решали, как выйти из трудного положения. Разрабатывали планы, обращались с предложениями в городскую администрацию, искали единомышленников.
И вот свершилось - 21 октября 1996 года глава города Виктор Аникушин подписал постановление о создании на базе авиаспортклуба муниципального учреждения "Магнитогорский авиационно-учебный центр". Коллектив воспрял духом и с головой окунулся в работу.
Недостатка в спортсменах не было. На парашютные прыжки моментально набралось более двухсот заявок, хотя могло быть удовлетворено лишь 180. А еще были желающие летать на самолетах и планерах. До этого безмоторные летательные аппараты не поднимались в небо 28 лет - с тех самых пор, как ликвидировали планерное звено. И какую же радость доставило всем прибытие из Челябинска "КамАЗа" с чудом сохранившимися "Бланиками"! После обучения в Орле инструкторского состава был получен самолет-буксировщик "Вильга-35", и летом следующего года планеристы, а за ними и летчики приступили к полетам.
До 2006 года в центре работало три звена - парашютное, самолетное и планерное. А потом из-за внутреннего раскола в руководстве волевым решением была прекращена деятельность планерного и самолетного звена. Осталось только парашютное. Но сейчас нет и его.
Три года назад начальником авиаспортклуба был назначен полковник запаса, летчик первого класса Виктор Кутный. Летать он начинал в Магнитке, на аэродроме ДОСААФ. Став военным, выполнял интернациональный долг в Анголе и Афганистане. Имеет награды: орден "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" III степени и орден Красной Звезды.
Хозяйству, доставшемуся Виктору Ивановичу, не позавидуешь. В ремонте нуждается почти вся авиационная техника: пять самолетов "Як-52", четыре планера "Бланик Л-13", самолет-буксировщик "Вильга-35". Из имеющихся "Ан-2" один требует восстановления, другой годится только на запчасти, третий отправлен на завод, где простаивает из-за отсутствия средств. А тут еще одна беда: случившийся 13 апреля пожар повредил обшивку нескольких самолетов, и, кто знает, как сложится теперь их судьба...
Вместе с инженером обходим самолетную стоянку, и я вспоминаю, как кипела на аэродроме жизнь в годы моих занятий самолетным спортом. Сейчас - тишина. Не слышно гула разогреваемых двигателей, не видно спортсменов, пустует домик стартового командного пункта, висит замок на дверях склада парашютов.
Каждое утро Анатолий Вильгельм проводит осмотр авиационной техники, проверяет, все ли на месте и в каком состоянии. Кроме самолетов авиаспортклуба на аэродроме базируются девять "Ан-2" городской администрации, два автожира магнитогорской ассоциации малой авиации, три частных мотодельтаплана и самодельное воздушное судно.
Четыре года назад "ушли" два планера "Янтарь-стандарт" польского производства. По словам Анатолия Федоровича, указанием Центрального совета ДОСААФ они были переданы Новосибирскому авиаспортклубу для проведения чемпионата России по планерному спорту. Ну, а после чемпионата пришло еще одно указание. И, назад "Янтари" уже не вернулись. Обосновали это невыполнением в Магнитке плановых работ и тем, что такие летательные аппараты предназначены только для сборных. А ведь на них уже летали спортсмен Андрей Стрижов и командир планерного звена Анатолий Черников…
И все-таки, несмотря на кажущееся безмолвие, аэродром продолжает жить. Время от времени поднимаются в воздух автожиры и мотодельтапланы, опробуется самодельное воздушное судно. Инженер контролирует их готовность к полету, проводит плановые работы, осуществляет уход за техникой, находящейся на длительной консервации.
Свои летательные аппараты Анатолий Федорович знает от и до. В 1976 году, сразу после окончания Калужского авиационно-технического училища, он пришел сюда техником по обслуживанию самолетов. Был всего один перерыв - в 1978-м ему предложили поработать в Польской народной республике на аэродроме главкома ВВС. В литерном полку он обслуживал установки запуска самолетов "МиГ-23" и "МиГ-27" из капонира. А через три года, когда Анатолий Вильгельм вернулся домой, Евгений Молчанов, тогдашний начальник авиаспортклуба, сразу принял его на работу. С тем же - пятым разрядом, с каким он уезжал из Магнитки. Спустя время Вильгельма назначили бригадиром, а в 1986 году перевели на должность инженера.
За 37 лет, что Анатолий здесь, сменилось семь начальников. Федорович - оставался, потому что не мог бросить то, к чему прикасались его золотые руки! Вот и тянется к нему народ - ветераны, бывшие авиаспортсмены, десантники, авиамоделисты нет-нет да и завернут на огонек. Кто, как не Анатолий Вильгельм, поймет их неизбывную тоску по небу и вселит пусть слабую, но все-таки надежду на перемены.
…В августе этого года Магнитогорскому авиационно-спортивному клубу имени Павла Романовича Поповича исполнится 80 лет.