Жить стало лучше! Жить стало веселей! Вы не заметили? Ну что же так? На прошлой неделе, 15 марта, веселились по поводу Всемирного дня прав потребителя. В воскресенье – ликовали по поводу Дня работника ЖКХ и бытового обслуживания.
«Какие же это праздники? – недоумевают многие магнитогорцы. – Если бы власть всех уровней была заинтересована в реальном повышении благосостояния населения, давно было бы покончено с обвесом и обсчетом, ростом цен на услуги ЖКХ и непрофессионализмом в салонах, некачественной продукцией и фальсифицированной водкой».
Сказать, что власти совсем ничего не делают, было бы неверно. Более 15 лет прошло с момента принятия закона «О защите прав потребителей». Созданы новые контрольно-надзорные службы. На всех уровнях периодически говорят о проблемах, существующих в этой сфере жизни. Периодически члены правительства и разные ответственные лица получают от президента задание исправить положение. Праздники вот записаны во всех календарях. СМИ по случаю отметят количество проверок, проведенных специалистами…
Правда, закон «О защите прав потребителей», как и многие другие законодательные акты, действует частично. Новые контрольно-надзорные органы созданы на месте хорошо отлаженной системы контроля с большими потерями специалистов. О проблемах говорят, но воз и ныне там. О выполнении заданий Владимиру Путину ответственные лица докладывают в срок, а по данным Госкомстата РФ, с 1990 года по 2005 включительно, от отравлений алкогольной продукцией в России погибло около трех миллионов человек, не считая отравлений, закончившихся болезнями и потерей трудоспособности. Особенно тревожно, что самый высокий рост смертности от отравлений традиционно наблюдается в Уральском федеральном округе…
Общество давно обеспокоено такой ситуацией. С 1993 года в Магнитогорске работает неправительственная организация, главной задачей которой является защита прав потребителей. Только за прошлый год в объединение обратился 4981 человек. Это при том, что в городе и другие общественные объединения помогают решать проблемы обманутым потребителям – информационно-правовой центр и Магнитогорская торгово-промышленная палата.
По словам Ольги Ковалевской, консультанта территориального отдела Роспотребнадзора по Челябинской области в Магнитогорске, за 2005 год их служащие задержали более пяти тонн товаров ненадлежащего качества, 1778 единиц игрушек. Было привлечено к административной ответственности 816 человек, наложено штрафов на сумму более одного миллиона рублей. Более тысячи раз обращались магнитогорцы в управление по развитию потребительского рынка городской администрации. Валентина Логовчина, начальник отдела управления, считает, что только незнание населением своих прав позволяет предпринимателям постоянно нарушать закон «О защите прав потребителей». Людмила Покрамович, директор центра стандартизации и метрологии, привела результаты мониторинга за прошлый год. Ежемесячно специалисты МЦСМ покупали продукцию в розничной торговле и проводили испытания в пищевой лаборатории. Список нарушителей и нарушений такой обширный, что хоть объявляй голодовку, чтобы сберечь здоровье.
Немногим более года существует отдел государственного надзора Уральского межрегионального территориального управления Ростехрегулирования. Но и у главного специалиста Надежды Тулиной уже есть солидная база выявленных нарушений. Специалисты заверили, что все виновные были наказаны. Но эта информация оптимизма не вызывает: сегодня проверили, обнаружили нарушения, а завтра, когда проверяющих не будет, как этот предприниматель будет себя вести?
Уныния добавляет новая напасть – птичий грипп. И хотя наши птицефабрики пока миновала эта беда, сказать уверенно, что поголовье птицы в Магнитогорске уцелеет, Владимир Цинковский, главный государственный ветеринарный инспектор города, не смог.
Все мы знаем, что отношения между предпринимателями и потребителями, мягко говоря, «не сильно дружественные». Но есть обнадеживающие перемены. По мнению Владимира Зяблицева, председателя общественной организации «Объединение защиты прав потребителей», правовая грамотность общества растет. В последнее время почти 90 процентов конфликтов удается разрешить в досудебном порядке.
Еще одно доказательство выросшей правовой культуры – деятельность некоммерческого партнерства «Гильдия честного бизнеса». Его директор Виталий Копанев убежден, что знак их организации подскажет потребителям, какие бизнесмены живут и трудятся по принципу: «Честь превыше прибыли».
Сразу подумалось, что надо организовать «гильдию честного работника ЖКХ», куда войдут люди, стремящиеся сделать все возможное и еще чуть-чуть для того, чтобы потребитель был доволен.
И еще вспомнилось, что впервые о правах потребителей задумались в XVIII веке – в 1775 году в штате Массачусетс продавцов испорченной пищи поставили к столбу позора. Сколько воды утекло с тех пор?..
Кто в нашей стране должен защищать права потребителей? Людмила Покрамович считает: в первую очередь сам потребитель.
– Тот надзор, который сегодня существует, не может обеспечить 100-процентного контроля безопасности и качества продукции и услуг, – говорит она. – Много изменений в структурном построении надзирающих органов, постоянно происходят изменения в законодательной базе. В производство и торговлю пришли очень разные люди, многие из которых плохо представляют, что такое качественная работа именно в этих сферах деятельности. Значит, потребитель должен надеяться только на себя – быть образованным, информированным, внимательным, требовательным. Не надо жалеть времени на изучение рынка, помнить о правилах маркировки, не покупать в тех торговых точках, где уже однажды обманули.
Особенно требовательным надо быть при выборе продуктов питания, одежды, обуви, игрушек, книг для детей. Часто за красивой упаковкой скрываются искусственные красители, подсластители, консерванты и многие другие ингредиенты, которые вредны маленькому человеку. Не следует стесняться требовать документы, подтверждающие безопасность продукта. Надо не лениться и при появлении каких-то сомнений обращаться к экспертам. В городе работают две аккредитованные пищевые лаборатории. Сейчас много передач, в которых разъясняют, как не ошибиться при выборе товара. И нужно иной раз отказаться от просмотра боевика, чтобы послушать мнение эксперта, которое убережет от неприятностей и беды.