На аппаратном совещании обсудили профилактику преступлений, совершаемых с применением информационно-телекоммуникационных технологий. Основная задача злоумышленника при совершении мошенничества – войти в доверие к человеку, представившись государственным работником, сотрудником правоохранительных органов. При совершении преступлений зачастую используются подставных лиц для оформления банковских карт и номеров телефонов. Создаются сложные цепочки банковских переводов, что приводит к утрате электронного следа. Сейчас эта проблема решается на правительственном уровне. Между правоохранительными органами, банковскими организациями и операторами сотовой связи создается электронный документооборот.
– Мошенники используют оборудование для подмены телефонного номера на любой, в том числе и на действующий номер какой-нибудь государственной организации, – рассказал начальник отдела уголовного розыска УМВД России по Магнитогорску Борис Быстренко. – В большинстве случаев потерпевшие знают о способах мошеннических схем, но, несмотря на это, становятся жертвами преступлений. В 2022 году жителям Магнитогорска в результате действий мошенников причинён ущерб в размере 213,8 миллиона рублей 1691 преступление), а в 2023 году – уже 403,65 миллиона (2071 преступление). За январь 2024 года совершено 137 мошенничеств.
Борис Быстренко рассказал о наиболее часто используемых схемах. Первая – «Перевод на безопасный счёт. Звонят и представляются работниками банка с сообщением, что со счетами происходят странные операции или кто-то использует доверенность от вас, пытаясь взять кредит. Надо обезопасить деньги – взять другой кредит, чтобы перекрыть тот. Безопасные счета – это выдумка мошенников. Необходимо прекратить разговор и перезвонить в банк. Не сообщать никому коды, поступающие в сообщении на телефон. Для обеспечения безопасности счета клиента сотрудники банка имеют полный объем информации.
Вторая схема – «Взлом Госуслуг». Мошенники звонят потерпевшим, представляясь сотрудником мобильного оператора, и сообщают об необходимости продления срока договора по используемому мобильному номеру дистанционно, используя смс-сообщения поступающие на его телефон. Используя данные коды, мошенники взламывают личный кабинет портала «Госуслуг», используя ресурсы портала оформляют займы в микрофинансовых организациях. Сотрудники портала Госуслуг, мобильных операторов, коммерческих организаций и правоохранительных органов в ходе телефонного разговора никогда не спрашивают какие-либо коды, это явный признак общения с мошенниками.
Третий вариант «развода» – «Родственник попал в ДТП». Мошенники сообщают, что для решения проблемы нужно передать деньги курьеру. С выплатой торопят, держат в напряжении. Самое главное – обязательно дозвониться до родственников, а не торопиться отдавать деньги.
Другой способ – обман при покупке через сайты продажи товаров, сервис поиска попутчиков. В ходе переписки покупателю присылают ссылку для оплаты на один из мессенджеров. Переходя по ней, человек попадает на сайт-двойник. Введённые банковские реквизиты и вся другая информация поступает мошенникам. Нужно внимательно следить, чтобы переписка была только на сайте, а не через мессенджеры. При необходимости –созваниваться с продавцом.
Пятая схема – взлом страницы в социальных сетях и обращение к друзьям с просьбой о переводе денежных средств – цель может быть разная. Не задумываясь, потерпевшие переводят деньги, а через несколько дней только перезванивают знакомым и уточняют информацию. Прежде чем осуществить перевод, обязательно свяжитесь с тем, кто якобы просит денег.
Шестой способ – компенсация за БАДы. Убеждая в том, что люди стали жертвами мошенников при покупке добавок, мошенники предлагают компенсацию, но нужно перевести денег за страховку. Важно понимать: компенсации за ранее приобретённые товары не существует. Расскажите об этом своим пожилым родственникам – именно они чаще всего попадаются на эту «удочку».
Схема № 7 – «Инвестиционные платформы». В социальных сетях люди находят объявления о выгодном вложении денежных средств в акции различных компаний. Мошенники убеждают жертву приобрести инвестиционный портфель, а потом не выходят на связь. Кто не в курсе: для того, чтобы осуществлять инвестиции, необходимо первоначально изучить фондовый рынок, детали вложения денежных средств и возможности их вывода. Не стоит доверять всем, кто представляется финансовыми консультантами и уж тем более вкладывать свои деньги в предложенные неизвестными проекты.
– Важную роль мы отводим профилактической работе с населением, – утверждает Борис Быстренко. – В январе 2024 года сотрудники отдела уголовного розыска побеседовали с работниками 39 цехов комбината, коллективами Пенсионного фонда. Большое заблуждение считать, что жертвами становятся пожилые люди: на уловки попадаются и молодёжь, и люди среднего возраста различного социального статуса и сферы деятельности.