КРАСНЫЙ ЦВЕТ, в котором оформлены магазины торговой сети «Незабудка», очень даже уместен. Причем краски советских брендов удачно сочетаются не только со слоганом про «самые доступные цены». Настоящий «коммунизм» открывается внутри магазинов.
Глаз настолько отвык от картины пустых торговых полок, что сначала между стеллажей идешь, как на экскурсии. Пачки бумажных салфеток аккуратно расставлены в нескольких сантиметрах одна от другой. По тому же принципу на витринах выложены бытовая химия и продукты. Пусты не только полки, но и помещения. Торговый консультант, заметив единственного посетителя, радостно спешит навстречу.
– Девушка, что у вас случилось? – неожиданно для себя перехожу на шепот.
Взгляд консультанта тут же становится печальным. Достали, наверное, с вопросами.
– Поставок давно не было, – устало отвечает девушка. – А вы дальше пройдите, к продуктам. Так-то, теоретически, у нас большо-ой ассортимент. Правда, сахара пока нет. И конфет. И молочное лучше не брать…
Красно-белые фасады «Незабудки» выросли в городе неожиданно быстро: челябинская розничная сеть арендовала сразу ряд магазинов. Экспансия розничной торговой сети на магнитогорский рынок продолжается уже год. Количество «цветочных» магазинов увеличивается быстрыми темпами: в начале года, когда их было шестнадцать, руководство магнитогорского филиала заявило, что на очереди еще четыре, а к концу года их «должно быть уже двадцать пять». «Зачем?» – хочется спросить, глядя на пустые прилавки.
Политика роста «любой ценой» – осознанная торговая стратегия, объясняет «КоммерсантЪ». В конце прошлого года, после анализа финансовых отчетов, обнаружилось, что сеть «Незабудка» работает себе в убыток: долг достиг 3,4 млн. долларов. Одновременно рентабельность магазинов упала до минус трех процентов, в то время как рентабельность российских супермаркетов в среднем составляет 5–10 процентов.
В начале лета в арбитражный суд Челябинской области от поставщиков поступило более двадцати исков к задолжавшей сети «Незабудка», сообщает официальный сайт суда www.chelarbitr.ru. Один из них, ООО «Фуд Трэйд Групп», требовал с торговой сети 798 тысяч рублей долга. Среди «отметившихся» в суде кредиторов «Незабудки» – ООО «Айстрейд» – продукты глубокой заморозки, ООО «МТ-Спиритс» – алкогольная продукция, ООО ТК «Рисма» – рыба и морепродукты, ООО «Сибар» – мясо птицы, консервы. Так что причины пустых прилавков в магазинах отнюдь немудреные. Торговать, открывая все новые магазины, в ситуации безденежья и растущей долговой нагрузки, видимо, непросто. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: жертвами странной торговой политики становятся покупатели.
В марте на сайте «Магнитогорского металла» появилось сообщение от читателя: «Знаю, что вы публикуете информацию о недобросовестной торговле. В преддверии 23 февраля я купила в «Незабудке» дезодорант за 62,9 рублей: стоимость была указана на ценнике. Однако на кассе цена вдруг увеличилась до 90 рублей. Объяснить эту метаморфозу мне толком не смогли, обвинив в ошибке «нового продавца». Случайность простительна. Но вчера я вновь зашла в магазин и приобрела брикет киселя. И снова «ошибка»: на витрине цена 16,9 рублей, а на кассе – 17,5. Дело, конечно, не в цене, а в принципе работы с покупателями. Объясняться с персоналом нет желания, вот и решила предупредить горожан: проверяйте ценники».
Проверка ценников гарантирует безопасность кошелька, но не здоровья. Между тем, в магнитогорское объединение защиты прав потребителей регулярно поступают жалобы от покупателей на качество продукции. Заявления с просьбой сделать экспертизу качества товаров лежат и в пищевом отделе Роспотребнадзора. В марте, например, одна из покупательниц «Незабудки» обратилась к «санитарам» за экспертизой оливкового масла Extra Virgin, которое «имеет сильный вкус горечи». В результате, уведомляет в ответном письме Роспотребнадзор, на директора филиала ТС «Незабудка» оформлено предписание о снятии масла с реализации. В апреле аналогичная жалоба поступила на качество вафель «Шоколадница». Сотрудники Роспотребнадзора, прогулявшись до магазина, обнаружили нарушение требований санитарных правил хранения продукта. На директора магазина наложили административный штраф.
Это, однако, цветочки. Несколько месяцев назад по инициативе управления потребительского рынка городской администрации и объединения защиты прав потребителей прошел рейд по продуктовым точкам города. В качестве экспертов в нем участвовали отдел по контролю за качеством и безопасностью товаров и Роспотребнадзор. Вкратце приведем «дневник» этого увлекательного «шоппинга». После визита в магазин «Незабудка» по улице Труда, 13 эксперты сделали запись в отчете: «Продукция без маркировки, нарушается режим хранения, не везде установлены термометры. Персонал без специального образования. С продажи снято 16 наименований». В тот же день в магазине «Незабудка» по улице имени Бориса Ручьева, 15/2 по аналогичным причинам с продажи сняли еще девять наименований.
В отчете о посещении магазина «Незабудка» по улице Ленина, 50 содержится целый «букет» полезных наблюдений: «Ценники не заверены. Реализация продукции ведется без маркировочных ярлыков и документов о качестве и безопасности. Холодильные камеры и складские помещение не обеспечены термометрами. Нарушен температурный режим хранения. Моечная используется не по назначению – как цех для выпечки. Нарушены условия фасовки. У семи работников просрочен медицинский осмотр. Снято с продажи 13 наименований».
И, наконец, результат «закупки» в магазине «Незабудка» по улице Тевосяна, 15: «Не в полном объеме оформлены ценники, фасованная продукция – с частичной маркировкой, склады не обеспечены термометрами, одежда не соответствует санитарным требованиям. С продажи снято два наименования».
…Купить в магазине я решилась только бумажные салфетки. Дело даже не в том, что в принципе неважно, где их упаковали: в моечной или цехе для выпечки. Просто, взяв в руки творожок «Даниссимо», не нашла информации о сроке годности. Попытки обнаружить в ряду сморщенных яблок хоть одно молодое тоже не увенчались успехом. И щербет, к сожалению, оказался твердым. «Это он снаружи такой», – неубедительно кивала продавец. Интересно, здесь хоть что-то снимают с продажи по причине старости? Взгляд падает на два помидора, лежащих отдельно от остальных возле овощных весов. Оба сплошь покрыты маленькими мушками, которым, видимо, вкусно. Значит, все-таки снимают.
Конечно, торговая политика – дело хозяйское. В конце концов, заманивать покупателей зрелищем пустых прилавков а-ля «талонные времена» даже оригинально. Только зачем для этого понадобилась целая торговая сеть с десятками арендованных помещений? Для зрелищности хватило бы и пары-тройки «перестроечных» магазинов. Все равно надзорные органы «закупаются» в них куда чаще, чем горожане.