Магнитогорская обувная фабрика, специализирующаяся на производстве детской обуви, – одно из немногих российских предприятий такого профиля, уцелевших в пору крутых перемен и успешно развивающихся. Ее изделия всегда отличались добротностью и ныне несут на себе отпечаток лучших традиций отечественного обувного производства. Вместе с тем приходилось слышать от покупателей, что они хороши, но дороговаты.
– Но мы не можем качественный продукт продавать по ценам некачественной обуви, – возражает директор предприятия Владимир Волошок. – Продукцию нашей фабрики, с моей точки зрения, отличает от общей массы на рынке, то, что мы ее делаем строго по стандартам, принятым еще в Советском Союзе. Они адаптированы, особенно в производстве зимней обуви, к нашим климатическим условиям. И если положено, скажем, подошве, согласно ГОСТу, быть толщиной 10–15 миллиметров, то она и будет ровно такой. Из каких материалов ей положено быть изготовленной, из таких и будет сделана. Обувь из натуральной кожи, какую делаем мы, по определению не может стоить дешевле, чем ее аналог из искусственных материалов.
Сегодня на рынке только около 10 процентов обуви из натуральных материалов, остальная – из искусственных. В основном, китайского производства. Этот товар может быть очень ярким, нарядным и по цене привлекательным, но у него неизбежный главный недостаток: он несет в себе опасность для здоровья ребенка. В такой обуви нога не дышит, потеет, от воздействия химикатов, из которых изготавливают искусственные материалы, ребенок даже через носки запросто может получить кожные заболевания. Еще более неприятны последствия от зимней обуви из синтетики. В ней нога быстро застывает – в стопе, как известно, сосредоточено много нервных окончаний, и ребенок начинает мерзнуть. Но, в отличие от взрослого, он не отдает себе отчета в том и инстинктивно стремится побегать, попрыгать, чтобы согреться. А что, скажем, на остановке транспорта обычно делает в таких ситуациях мама, сопровождающая свое чадо в детсад или школу? «Стой! Не вертись!» – командует она. Между тем любимое чадо, прибыв в школу или дошкольное учреждение, где много других детей и, значит, легко заполучить какой-нибудь вирус, уже к этому предрасположено. Потому что даже единовременное переохлаждение ног чревато ослаблением иммунитета. Не зря в народе бытует ироничное присловье: горло промочишь – ноги «не того», ноги промочишь – горло «не того». Оно верно отражает суть.
– Но, видимо, далеко не каждый из тех, кто отдает предпочтение обуви из синтетики, понимает, чем он жертвует. Кроме того, в условиях нынешнего кредитного бума, когда многие торопятся, пользуясь возможностью, приобрести товары длительного пользования, у них просто не остается денег на хорошую обувь для детей. Хотя, конечно, самая дорогая пара детской обуви гораздо дешевле любого мобильника.
– Что ж, как говорится, вольному воля. Каждый выбирает сам, что ему нужнее: заморская диковинка или здоровье ребенка. Сэкономив 50 рублей на приобретении качественной обуви, родители могут потом проиграть гораздо больше на таблетках. То есть даже с этой точки зрения лучше, думаю, тратиться на качественную обувь. А то, что делают китайцы… Мы знаем их: хорошие, предприимчивые бизнесмены, которые умеют очень быстро замещать одно другим, но их обувь нетрудно издалека определить по одному только запаху.
– Химия?
– Она. Если вы зайдете в торговый центр, где продают обувь из Китая, то почувствуете специфический запах, который источают запрещенные к применению, но используемые при ее изготовлении искусственные материалы. Мы же исходим из того, что там, где нога ребенка соприкасается с обувью, не может быть никаких ядовитых химикатов – только натуральная кожа, обработанная по ГОСТу. У меня, между прочим, такое ощущение, что нам Китай поставляет третий сорт, а в Европу – более качественный товар. Правда, и в Китае заканчивается политика бросового демпинга, и там уже поднимают цены, отдавая предпочтение качеству. Наша обувь по добротности, техническим характеристикам, что называется, вполне на уровне, а вот по дизайну, надо признать, уступаем лучшим европейским образцам. Поэтому мы теперь взялись за улучшение товарного вида нашей продукции.
– Строгие отечественные ГОСТы этому не мешают?
– Не мешают. Потому что надо внести в производство лишь некоторые современные штрихи, сделать более привлекательным качественный продукт, придав ему более актуальные формы, подобрав гармоничные цвета. Это кропотливая работа, требующая хороших специалистов. Мы не можем содержать свой институт, который готовил бы соответствующего профиля кадры, да и в России подобная структура практически полностью разрушена в связи с развалом легкой промышленности, которая, между прочим, давала до 30 процентов поступлений в бюджет. Поэтому мы решили набрать группу студентов и начать их обучение дизайнерскому искусству совместно с крупной европейской компанией, с которой у нас заключен договор. Опытные европейские дизайнеры, используя имеющиеся у нас ресурсы и технологические навыки, помогут нам создать хорошие коллекции обуви, во всех отношениях достойной и конкурентоспособной. К началу следующего года мы должны на 100 процентов обновить свой ассортимент. Оборудование у нас позволяет это.
– А где будете набирать студентов?
– Здесь, в Магнитогорске, в Москве и других городах, проводим конкурс. Отобрали, например, трех девочек с худграфа МаГУ, начинаем с ними работать, чтобы определить их потенциал. И дальше будем искать тех, кто способен сказать свое слово в обувной моде, от кого в значительной мере будут зависеть наши коммерческие успехи.
– Но, насколько мне известно, у вас и сейчас неплохо идут дела. Вы и на соседний Белорецк распространили свое влияние, и где-то в дальнем зарубежье открыли магазин.
– Да, открыли производственную площадку в Белорецке, работаем сейчас в Стерлитамакском обувном комбинате, где в одном из цехов открыли свою производственную площадку. Открыли магазин во Франции, чтобы иметь прямой доступ к европейским покупателям и иметь некий индикатор их спроса. Планируем открыть в Европе еще три магазина, есть у нас офис и в Поднебесной. Мы должны знать, как развиваются наши китайские конкуренты, контролируем там процессы путем размещения некоторых заказов. Можно ведь смотреть на воду со стороны, но, чтобы почувствовать ее температуру, лучше погрузить в нее пальчик. В России у нас созданы представительства с офисами и складами в Москве, Уфе, Екатеринбурге, Новосибирске. Это не дистрибьюторы, а наши филиалы, которые действуют самостоятельно, но в рамках общей стратегии нашего предприятия. Замечу, что в Европе цена обуви, пройдя от производителя до конечного потребителя, увеличивается в 2,7 раза, а в нашем магазине мы приплюсовываем к цене фабрики всего 30 процентов. Огромная разница. Наш обувной рынок еще не вполне сформировался. Но к тому все идет.
– Ну и чего вы в этом веке достигли в производстве?
– В 2000 году мы выпускали всего 200 тысяч пар обуви, в прошлом – 550 тысяч, а в этом планируем выпустить 850 тысяч пар. Рост есть, но ситуация на рынке усложняется, и проще не будет. Расширяться можно, только подстраиваясь под рынок, выпуская ту продукцию, которую люди готовы взять. Обувь должна быть красивая, комфортная, экологически чистая, она должна гарантировать людям здоровье. Над этим мы и работаем.