В НОЯБРЕ ПРОШЛОГО года в Магнитогорск приезжала группа специалистов Ленпромстройпроекта для корректировки генерального плана города до 2025 года.
В публикации «На наш трамвай рот не разевай» мы сообщили, что нашим генпланом стала заниматься другая группа проектировщиков, о ее подходах к генплану, привели мнения магнитогорских архитекторов и градостроителей, ознакомившихся с предложениями нового творческого коллектива, с которыми питерцы приехали в Магнитку.
Наш корреспондент беседует с начальником управления архитектуры и градостроительства администрации города Ильей ПОНОМАРЕВЫМ.
– Илья Вадимович, впервые работа над генпланом началась с транспортной схемы города, и есть интересные предложения. А какова общая цель корректировки генплана?
– Цель корректируемого генплана – сделать Магнитогорск менее провинциальным и более «столичным», расширить радиус его влияния на окружающие территории. Облегчает задачу то, что у Магнитогорска нет поблизости большого конкурента, как взаимно, скажем, у Челябинска и Свердловска, где идет соперничество практически по всем позициям – от трудовых ресурсов до бизнеса. А наш город находится в относительном железнодорожном транспортном тупике. Есть сибайский «аппендицит» – крюк на чрезвычайно перегруженный Челябинск через Карталы и выход на Уфу и далее в центр России через Башкортостан с довольно ограниченной пропускной способностью участка между Инзером и Белорецком. А ХХI век – век транзитов, которые существенно влияют на развитие территорий. Поэтому, говоря о транспортной составляющей корректировки генплана, следует иметь не только перспективное и интересное предложение питерцев по созданию внутригородского скоростного транспортного кольца, но и развитие сообщений города с другими территориями, уход от «транспортной тупиковости». И есть довольно привлекательные варианты. Например, строительство железной дороги до Учалов: всего около 80 километров. От Учалов идет промышленная ветка до Миасса, которую на основе существующей трассы можно реконструировать и получить полноценный выход на Транссибирскую магистраль. Кроме этого, от Миасса есть прямой выход на Екатеринбург через Бердяуш, минуя Челябинск. А это уже отвечает задачам, заложенным в концепцию «Урал промышленный – Урал полярный»: создание транспортной артерии, соединяющей рудные месторождения Севера с промышленными территориями Южного Урала. Выгодна и «расшивка» белорецко-инзерского участка железной дороги – более короткого пути от Уфы до Астаны через Магнитогорск, чем через перегруженную горловину Челябинского узла. Есть и довольно старый, но по-прежнему перспективный проект строительства железнодорожной ветки до Оренбурга. Получается мощный транспортный коридор, соединяющий Екатеринбург и Оренбург, в составе которого предполагается и современная автомагистраль.
– А в чем выигрыш Магнитогорска?
– Новые транспортные сообщения – объекты федерального уровня и интересов. Это, по сути, планирование не от частных, а от общих задач, как это было во времена Госплана. А получит наш город выгоду уже от реализации региональных и федеральных проектов с соответствующим финансированием. Здесь и задача наших депутатов в Госдуме по защите этих проектов. Прямой выигрыш – город станет привлекательнее для инвесторов, возрастут потоки банковского и обслуживающего капиталов. Есть наглядный пример Екатеринбурга. И питерцы изменили баланс по объему общественной застройки с акцентом не на торговлю, а на сферу обслуживания, объекты культуры, многофункциональные центры, под которые выделены целые территории. Сохранена намеченная ранее зона медицинского центра-городка.
– Какие корректировки предлагают по собственно городскому строительству?
– Отдать приоритеты малоэтажной и индивидуальной застройке. Конечно, не создавать целые коттеджные «поля», как в Западном, а включать в малоэтажную застройку структурообразующие ядра со школой, детсадом, другими социальными и культурными объектами и несколькими 4–6-этажными зданиями. Таких центров будет несколько, и все они будут «подхвачены» скоростной внутригородской магистралью. Этой концепции предстоит широкое обсуждение, естественно, будут и доработки. И если она будет одобрена на городском Собрании, образуется правовое поле для использования территорий.
– Кстати, много лет упорно говорили, что Магнитогорску, «прижатому» с запада Башкирией, некуда развиваться, и – принимают концепцию преимущественно малоэтажной застройки.
– Глубокое заблуждение. Площадей только на правом берегу, даже не учитывая земель бывшего совхоза «Радужный», при нормативной площади застройки достаточно для расселения 1,5 миллиона человек. Только на 300 га бывшего ТСС можно разместить десять микрорайонов. А еще есть площади на юг, вдоль Урала, от старой границы города вплоть до Агаповки. Главное – умно ими распорядиться, чему и должен способствовать обновленный генплан. И радует, что предложения питерских архитекторов, с одной стороны – достаточно оптимистичны, с другой – без фантастики. Необоснованность планировочных решений, как правило, и приводила к тому, что очень часто генпланы не выполняли.