Ярко-рыжая спецовка, рабочие рукавицы, в одной руке - мешки для мусора, в другой - пакетик с обедом.
После утренней разнарядки бригада для общественных работ направляется в отведенный ей сектор.
- Мести? Будем и мести. Но сейчас мы должны убрать прошлогодний мусор и старую траву. Потом посеем новую, насадим кустарники, будет красивый ландшафт. Люди порадуются, - рассуждает рослый мужчина лет сорока, представившийся Михаилом.
В бригаде из 12 человек он единственный, кто не постеснялся надеть оранжевый жилет дворника. Остальные предпочли обычную, но старую одежду. Женщины повязали косынки.
- А что? Это тоже работа. Тяжело, конечно, но зато есть. Работаю с восьми до пяти, получаю четыре тысячи. Пособие по безработице мне не положено, я ведь не "кризисный", больше года стоял на учете. А тут вот подвернулось… - Михаил, кажется, действительно рад.
- Как работа? Нормально. Пачки сигарет на смену не хватает, - хитро подмигивает другой мужчина лет пятидесяти и не без гордости добавляет: - Я в бригаде единственный "кризисный" безработный. Устроился полгода назад в фирму, а она лопнула. Вообще-то я дипломированный сварщик, а теперь, видишь, квалификацию повышаю.
В ЖРЭУ № 2, на одну из восьми городских антикризисных площадок для безработных, из центра занятости на общественные работы направлен 41 человек. Все - чтобы мести улицы.
Начальник ЖЭУ-37 Людмила Васючкова помощи очень рада.
- Весной такое подкрепление кстати, - говорит она. - Мы проводим санитарную уборку проблемных территорий. В основном, это пустыри. Бригада набралась в начале апреля, будет работать три месяца. Для дворников работы много…
Сегодня Магнитогорск осваивает первый транш в размере 96 млн. рублей, выделенный в рамках целевой программы по стабилизации ситуации на рынке труда Челябинской области. Одно из главных "заданий" правительства, данное муниципалитетам и службам занятости, - занять высвобожденных и безработных на общественных работах. Деньги на зарплату рабочим и уплату налогов и перечислений в Пенсионный фонд дает государство. Нужно лишь создать банк вакансий. 96 млн. хватит, чтобы временно трудоустроить 5100 человек. Заработная плата таких рабочих - в размере МРОТ, то есть 4330 рублей, плюс районный коэффициент. Согласно "Закону о занятости в РФ" сюда может быть прибавлено пособие по безработице и материальная помощь от службы занятости.
- Все отделы центра занятости массово направляют людей на общественные работы. Выписываем по 700 направлений в неделю, - рассказывает заместитель директора центра занятости Магнитогорска Наталья Кривошеева. - И "кризисных" безработных, и тех, кто числится больше года. Сегодня на учете состоит 8745 человек. Но мы не можем принуждать к работам тех, кто к нам пришел недавно, только в добровольном порядке. Это, в основном, бывшие офисные служащие, мужчины в возрасте 30-35 лет. Мести улицы они не хотят.
В центре занятости не скрывают, что понимают причину "общественной" апатии безработных. Выбор профессий - почти нулевой: или бери метлу, или ступай глотать пыль на дороги. Как занять безработных на федеральные деньги, догадались лишь в ЖРЭУ, ТЖХ и ДРЭП. По данным центра занятости, из тысячи человек, занятых сейчас на общественных работах, двести пятьдесят - в дорожном и земельном строительстве, остальные восемьсот - убирают мусор.
- Неужели вам те же слесари не нужны? Им ведь даже платить не надо? - спросила я в отделе кадров ЖРЭУ № 2.
- А как мы их к своему штатному расписанию приложим? Вчера нам раздали перечень профессий безработных. Ну, есть там вахтер, а у меня в штате вахтера нет. Куда я его дену? Правильно - улицы мести. И слесаря туда же, - пояснила сотрудница.
Как "приложить" списки безработных с их профессиональными умениями и навыками к потребностям города, центр занятости предлагал подумать городской администрации еще в декабре. Почему же в мэрии решили, что общественные работы - это только улицы мести? Почему у нас общественные работы сродни каторге?
В иных металлургических городах России перечень вакансий для общественных работ насчитывает 90 (!) наименований. Людей приглашают делать полезную работу в библиотеках, магазинах, швейных мастерских, пунктах общественного питания. Безработные могут носить почту, заполнять медицинские полисы, приводить в порядок воинские захоронения, делать малярные и штукатурные работы, выращивать фрукты и овощи, прокладывать водопровод, класть кирпич, нести дорожно-патрульную службу, охранять общественный порядок и даже дрова колоть.
А почему мы этого не можем? Или, может, у нас в почтовых отделениях очереди исчезли? Безработные - это ведь не серая безликая масса людей, которые ничего не умеют. Среди них есть квалифицированные специалисты. Однако инструмент, показавший свою эффективность во времена Великой депрессии в Штатах, у нас не работает. У нас есть один антикризисный механизм - метла. Наверное, чиновникам это даже на руку: оранжевый цвет рабочих жилетов придаст задорности слайдам, которые они так старательно рисуют в отчетах губернатору.
В понедельник центр занятости Магнитогорска должен отправить в Челябинск заявку на второй транш. Для чего он нужен, пока не очень ясно, поскольку и первый нам освоить трудно. На этой неделе специалисты центра направили в управление экономики городской администрации федеральный перечень общественных работ с надеждой, что чиновники проявят, наконец, фантазию и найдут, как использовать профессионалов по назначению.
…В одном из городов в перечне общественных работ нашла следующее: "помощь при оформлении документов в муниципальных образованиях". Действительно, может, направить безработных в мэрию? Дефицит профессиональных кадров там, судя по всему, острейший.