Чтобы уметь противостоять мошенникам, нужно знать хотя бы основные схемы, которыми они пользуются.
Простой код от оператора связи
На мобильный телефон поступает звонок либо приходит смс якобы от сотрудника службы технической поддержки вашего оператора. Обоснование этого звонка или сообщения могут быть самыми разными: предложение подключить новую эксклюзивную услугу, для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, для улучшения качества связи, для защиты от спам-рассылки, предложение принять участие в акции от вашего сотового оператора.
Вам предлагают набрать под диктовку код или сообщение, которое подключит новую услугу, улучшит качество связи и тому подобное.
На самом деле код, который вам предложат отправить, является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счёта абонента на счёт злоумышленника. Как только вы его наберёте, ваш счёт будет опустошён. Никакая услуга не будет подключена.
В такой ситуации нужно понимать, что любая упрощённая процедура изменения тарифных планов выглядит подозрительно. Не ленитесь перезвонить своему оператору для уточнения условий.
Сообщения могут быть разными. Сотрудники правоохранительных органов советуют критически относиться к странным смс и не спешить выполнять то, о чём вас просят. Лучше позвонить и узнать, какая сумма спишется с вашего счёта при отправке сообщения или при звонке на указанный номер, затем сообщите о пришедшей на ваш телефон информации. Оператор определит того, кто отправляет эти данные, и заблокирует его аккаунт.
Штрафные санкции и угроза отключения номера
Злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что произошло нарушение условий договора: абонент сменил тарифный план, не оповестив оператора, не внёс своевременную плату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения.
Чтобы предотвратить отключение номера, вам предлагают: купить карты экспресс-оплаты и сообщить коды, перевести на свой номер сумму штрафа и набрать код, перевести средства на указанный номер. После этого вы якобы сможете доказать свою невиновность и при этом сохраните свой номер.
Что происходит на самом деле? Пользуясь тем, что телефон вам нужен постоянно и потеря номера может стать критичной, мошенник запугивает вас. В результате он получает возможность присвоить себе ваши средства – с карт экспресс-оплаты либо напрямую со счёта телефона.
В таком случае нужно обязательно перезвонить мобильному оператору для уточнения сведений. Помните, что у вас, как потребителя услуг связи, есть права, которые защищаются законом. Никой оператор связи не может требовать выплачивать ему штрафы до тех пор, пока ваша вина не будет доказана.
Ошибочный перевод средств
Вам приходит сообщение о поступлении средств на счёт, переведённых с помощью услуги «мобильный перевод» либо с терминала оплаты услуг. сразу после этого поступает звонок, и вам сообщают, что на ваш счёт ошибочно переведены деньги и просят вернуть их обратно тем же мобильным переводом либо перевести на «правильный» номер. Вы переводите, после чего такая же сумма списывается с вашего счёта.
На самом деле, чтобы второй раз списать сумму с вашего счёта, злоумышленник использует чек, выданный при переводе денег. Он обращается к оператору с заявлением об ошибочном внесении средств и просьбой перевести их на свой номер. То есть первый раз вы переводите деньги по его просьбе, а во второй он получает их по правилам возврата средств.
Не стоит поддаваться на обман. Если вас просят перевести якобы ошибочно переведённую сумму, напомните, что для этого используется чек. Отговорка, что «чек потерян», скорее всего свидетельствует о том, что с вами общается мошенник.
Доступ к смс и звонкам
Многие люди хотя бы раз в жизни испытывали любопытство по отношению к частной жизни своих родственников и знакомых. Мобильная связь, фиксируя сообщения и звонки, даёт ложное ощущение, что каждый может стать шпионом. И мошенники пользуются этим.
Как это организуется. В Интернете или прессе публикуется объявление, в котором вам предлагают изучить содержание сообщений и список выходящих и исходящих звонков интересующего вас абонента. Для этого необходимо отправить сообщение стоимостью от 10 до 30 рублей на указанный короткий номер и вписать в предлагаемую сумму номер телефона абонента.
На самом деле после того, как вы отправите смс, с вашего счёта спишется сумма намного больше той, что была изначально указана – до 500 рублей. Разумеется, интересующая вас информация так и не поступит. При этом большинство пострадавших не обращаются в полицию, не желая признаваться в желании шпионить за другими людьми. В результате мошенники остаются безнаказанными.
Управление «К» МВД России предупреждает: предложение о предоставлении данной услуги является мошенничеством, так как она может быть оказана только операторами мобильной связи и в установленном законом порядке.
Мошенничества с банковскими картами
Банковская карта – это инструмент для совершения платежей и доступа к наличным средствам на счёте, не требующий для этого присутствия в банке. Но простота использования банковских карт оставляет множество лазеек для мошенников.
Как это организовано. Вам приходит сообщение о том, что ваша банковская карта заблокирована. Предлагают бесплатно позвонить на определённый номер для получения подробной информации. Когда вы звоните по указанному телефону, вам сообщают, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошёл сбой, а затем просят сообщить номер карты и пин-код для её перерегистрации.
На самом деле вы дали в руки мошеннику всё, что ему нужно. Чтобы вас ограбить, злоумышленникам достаточно номера вашей карты и пин-кода – так деньги исчезают с вашего счёта.
В такой ситуации нельзя торопиться и сообщать реквизиты непонятно кому. Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать ваш пин-код. Для того чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка. Скорее всего, вам ответят, что никаких сбоев на сервере не происходило, а ваша карта благополучно продолжает обслуживаться банком.
Всем владельцам банковских карт сотрудники управления по борьбе с преступлениями в области информационных технологий рекомендуют следовать определённым правилам безопасности.
Относитесь к пин-коду, как к ключу от сейфа с вашими деньгами. Лучше всего его запомнить и не записывать там, где его легко могут прочитать посторонние.
Нельзя хранить пин-код рядом с картой, а ещё хуже – записывать его на карту – в этом случае вы даже не успеете обезопасить счёт, заблокировав карту после кражи или утери.
Второе важное правило: ваша карта – только ваша. Не позволяйте никому использовать её – это всё равно, что отдать свой кошелёк, не пересчитывая сумму в нём.
И ещё одно: ни у кого нет права требовать ваш пин-код. Если вам позвонили из какой-либо организации или вы получили письмо по электронной почте (в том числе из банка) с просьбой сообщить реквизиты карты и пин-код под различными предлогами, не спешите эту просьбу выполнять. Позвоните в указанную организацию и сообщите об этом факте. Не переходите по предложенным в письме ссылкам, поскольку они могут вести на сайты-двойники. Помните: хранение реквизитов и пин-кода в тайне – это ваша ответственность и обязанность.
При утере карты нужно немедленно её заблокировать. Для этого срочно свяжитесь с банком, выдавшим её, сообщите о случившемся и следуйте инструкциям сотрудника кредитной организации. Для этого держите телефон банка в записной книжке или списке контактов мобильного телефона.
При проведении операций с картой пользуйтесь только проверенными, защищёнными банкоматами, которые расположены в безопасных местах и оборудованы системой видеонаблюдения и охраной.
Такие установлены в государственных учреждениях, банках, крупных торговых центрах. Те, кто пользуется банкоматами без видеонаблюдения, рискуют подвергнуться нападению злоумышленников.
Совершая операции с пластиковой картой, следите, чтобы рядом не было посторонних людей. Если это невозможно, снимите деньги позже либо воспользуйтесь другим банкоматом. Набирая пин-код, прикрывайте клавиатуру рукой. Реквизиты и любая прочая информация о том, сколько средств вы сняли и какие цифры вводили в банкомат, могут быть использованы мошенниками.
Банкомат должен быть «чистым». Обращайте внимание на картоприёмник и клавиатуру банкомата. Если они оборудованы какими-либо дополнительными устройствами, то от использования такого банкомата лучше воздержаться и сообщить о своих подозрениях по указанному на устройстве телефону.
Банкомат должен быть полностью исправен. В случае некорректной работы – если долго находится в режиме ожидания или самопроизвольно перезагружается – откажитесь от его использования. Велика вероятность того, что он перепрограммирован злоумышленниками.
Никогда не прибегайте к помощи или советам посторонних людей при проведении операций банковской картой в банкоматах. Свяжитесь с банком – он обязан предоставить консультационные услуги по работе с картой.
Не доверяйте карту продавцам и официантам. В торговых точках, ресторанах и кафе все действия с вашей картой должны происходить в вашем присутствии. В противном случае мошенники могут получить реквизиты вашей карты при помощи специальных устройств и использовать их в дальнейшем для изготовления подделки.
Продолжение следует.