В Правобережном центре дополнительного образования прошла конференция родительской общественности.
Тема материнского "схода" - "Формы и методы родительской педагогики в процессе повышения социальной роли школьника". Звучит наукообразно, но говорили о важном и животрепещущем - о школьных проблемах.
Подразумевалось, что представители родительских комитетов не просто выслушают выступления и примут их к сведению, но и поделятся полезной информацией с другими папами и мамами.
- Задумывая эту конференцию, мы ставили перед собой задачу-максимум: заполучить сильных, грамотных, разумных союзников, - объяснила начальник отдела по делам несовершеннолетних, заместитель председателя городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Любовь Щебуняева.
Поэтому заместитель начальника управления образования Татьяна Полунина, которая подвела итоги ежегодной межведомственной акции "Образование - всем детям", остановилась и на практических вопросах. Конечно, подавляющее большинство ребят учатся, но есть и такие, кто к учёбе не приступил. "Посчитать" детей в микрорайоне вменяется учебным заведениям, но могут быть осечки. Кто, как не жильцы подъезда, точно знают, в каких квартирах живут дети, которые во время школьных занятий почему-то сидят дома или гуляют. К примеру, в Магнитку приезжают семьи мигрантов - оказывается, даже отсутствие документов о том, что ребёнок раньше учился в школе, препятствием не является. Достаточно временной регистрации.
- Существует механизм определения ребёнка в школу. Например, на родине он окончил третий класс. Проводим аттестацию по всем предметам и решаем, в каком классе он будет учиться, - объяснила Татьяна Леонидовна. - Расскажите об этом соседям и знакомым.
Конечно, речь не только о мигрантах. Бывают случаи, когда родители решают дать своим детям домашнее образование, - но об этом они обязаны проинформировать учебное заведение, а ребёнок должен проходить промежуточные аттестации. Весной прошлого года в Магнитке выявили
16-летнюю девочку, без паспорта, образования, поликлинического наблюдения. Она жила с мамой, которая учила её, как могла, - девочка умела писать и читать, имела первичные знания по другим предметам, но системных знаний не получила, со сверстниками не общалась. Нашлись бы неравнодушные - не случилось бы подобной ситуации.
На 5 сентября в Магнитке выявили 52 ребёнка, которые не приступили к обучению. В школу удалось вернуть 30, местоположение остальных 22-х выясняют компетентные органы.
Бывает, что дети сами отказываются ходить в школу.
- Не первый раз в списки необучающихся попадает девятиклассница Ирина, - рассказала Любовь Щебуняева. - Вот и в этом году девочка не приступила к занятиям. Контроль со стороны мамы ослаблен, да и авторитетом у дочери она не пользуется. Хорошо, что есть бабушка, которая взяла на себя ответственность и, по настоянию районной комиссии по делам несовершеннолетних, обратилась в администрацию школы. Девочке пошли навстречу. По рекомендации психоневролога Ирина переведена на домашнюю форму обучения. А мама четвероклассника Влада весь прошедший учебный год не видела ничего страшного в том, что её сын часто пропускает занятия. Мальчик, естественно, отстал от программы. В новом учебном году районная комиссия по делам несовершеннолетних настояла на переводе ребёнка в школу по месту жительства. Теперь Владу предстоит наверстать упущенное и войти в ритм занятий.
Но и вполне благополучные родители с благополучными детьми от школьных проблем не застрахованы. Алёна хорошо училась до шестого класса. Начался переходный возраст, и мама упустила момент, когда девочка вышла из-под контроля. Стала пропускать занятия, снизилась успеваемость. Чтобы не выслушивать упреков родителей, Алёна начала уходить из дома на два-три дня. Мама объединилась с классным руководителем и социальным педагогом. И только благодаря жёсткому контролю всех сторон девочка окончила девять классов.
- Расспрашивайте ребенка вечером, как прошел день в школе, - дала простые, но действенные советы Людмила Щебуняева. - Не стесняйтесь следить за выполнением режима дня, узнавайте, с кем он дружит, где проводит время. Поверьте, это не назойливость, а возможность избежать неприятных последствий, а порой и беды. Есть проблемы с преподавателем? Поговорите с педагогом, поищите к нему ключик, словом, помогите школьнику выстроить отношения с учителем. Ребёнок не находит общего языка со сверстниками? Ищите выход. Умение ладить с людьми, даже неприятными - ценнейший навык, в жизни пригодится. Не бойтесь обратиться за помощью к психологу, социальному педагогу, в отдел по делам несовершеннолетних. Нам нередко приходится выступать посредниками в межличностных отношениях как в семье, так и между школой и родителями.
Ещё один помощник - городской родительский совет, созданный при управлении образования. Это та третейская сила, которая может разрешить конфликт, найти компромисс между родителями и образовательными учреждениями. Участники конференции познакомились с председателем совета Светланой Ананьевой, которая поделилась размышлениями о мотивации к учёбе в начальных классах. Разговор не абстрактный: Светлана - мама четырёх младших школьников. А её коллега, член совета Элла Матасова - мама старшеклассника, рассказала о своём опыте выстраивания отношений со "взрослыми" детьми. Выступления искренние, а главное - полезные. Подробнее - в ближайших номерах "ММ".
После участники отправились на заседания по тематическим секциям: "Успешность в обучении. От чего она зависит?", "Тонкости в общении с детьми", "Компьютер - враг или друг?" Кстати, последняя тема вызвала наибольший интерес - у всех на слуху трагический случай в Миассе, когда благополучный вроде бы мальчик за запрет играть в компьютерные игры убил мать и ранил отца. Так что вопрос, нужны ли родителям педагогические знания или же они всегда интуитивно находят подход к ребёнку, - риторический.
- Объединяя свои усилия, учителя и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых надо работать совместно, - подытожила Людмила Щебуняева. - Давайте учиться воспитывать наших детей.