Весной здесь цветут сирень и жасмин. А по утрам царит такая тишина, что с трудом верится в шум жизни промышленного города в каких-то двухстах метрах от этого оазиса мира и покоя. Маленькие белые следочки, нарисованные краской, любого новичка приведут прямо ко входу в двухэтажное здание, в котором размещался некогда детский сад № 3. Но семь лет назад, когда с демографической и прочими ситуациями в стране начало твориться неладное, муниципалитет решил перепрофилировать его помещение под детский туберкулезный санаторий.
Наверное, именно о таких санаториях «по месту жительства» мечтали когда-то устроители подобных учреждений, создававшихся еще в царской России на благотворительные пожертвования. Впрочем, усилий и средств горстки энтузиастов, объединявшихся в местные общества по борьбе с туберкулезом, было явно недостаточно – к началу революции на всю страну, владевшую огромными территориями, существовало чуть больше десятка санаториев для больных чахоткой. Придать борьбе с коварным недугом, косившим население страны, государственный характер удалось лишь после революции, когда по всей России начали открываться больницы, санатории, диспансеры, создаваться сеть специализированных лечебно-профилактических учреждений...
Магнитка в этом смысле занимала в то время передовые позиции. Первая детская туббольница открылась на Магнитострое в далеком 1932-м – в год пуска на ММК первой домны. А городской санаторий, в котором инфицированные и ослабленные болезнью дети проходили курс необходимого лечения и получали усиленное, на сколько это было возможно в условиях того времени, питание, появился в городе металлургов десять лет спустя, в военном 1942-м! Страна, истекавшая кровью в боях за свободу, твердо верила в собственное великое будущее и потому не жалела средств на заботу о здоровье подрастающего поколения...
Диспансерный учет, направление инфицированных, при необходимости, в специализированные детские сады, ясли и школы-интернаты, лечение заболевших в условиях больниц и санаториев, противотуберкулезная вакцинация, санитарная пропаганда среди населения и организация специального обучения для медицинского персонала общей сети... Эффективность работы всей этой стройной системы, шаг за шагом создававшейся в Магнитке замечательными специалистами, оказалась, в конечном итоге, настолько неоспоримой, что к началу 70-х годов прошлого века локальные формы туберкулеза среди детей считались, скорее, нонсенсом, чем «исключением из правила». А в 1982-м детскую туббольницу в городе вообще решено было закрыть, объединив с санаторием по причине почти полного отсутствия среди магнитогорских детей и подростков больных открытыми формами туберкулеза.
Решение о закрытии больницы, по странному стечению обстоятельств, произошло в знаменательный момент – год столетия открытия немецким ученым Робертом Кохом возбудителя коварного недуга, так называемой бациллы Коха. «Поселившись», как правило, еще в детском или подростковом возрасте в организме человека и не будучи вовремя выявлена специалистами, бацилла эта способна натворить немало бед. Позвоночник и суставы, легкие и почки, кожа и кишечник – туберкулез с легкостью поражает любую из систем... Причем диагностике возникшие локальные формы заболевания зачастую поддаются с трудом – недаром фтизиатры называют его «великой обезьяной», умеющей на всех стадиях развития «маскироваться» под любую из известных болезней. Но коварство туберкулеза заключается не только в его великой разрушительной силе. В борьбе с ним многое решает время, которое нельзя упускать ни в коем случае, ведь инфекция может «дремать», до поры до времени не вызывая особых подозрений, и проявиться лишь в более позднем возрасте, став, по образному выражению одного из исследователей заболевания, «концом песни, запетой у колыбели ребенка».
Существует, к тому же, и непреложная закономерность в истории эволюции многих болезней: затаившись на определенном этапе под натиском достижений медицинской науки, они, притупив бдительность борцов и приспособившись к существующим лекарствам, обрушиваются затем на человечество с новыми силами.
Именно так произошло с очередным подъемом заболеваемости туберкулезом в начале 90-х годов прошлого века, спровоцированным резким снижением уровня жизни подавляющего большинства семей, миграцией населения из бывших союзных республик, ухудшающейся экологией, ростом численности люмпенизированной части общества и, конечно же, развалом создававшейся десятилетиями системы бесплатного здравоохранения, обязательной частью которой были регулярные профилактические осмотры.
Первыми на новый виток активизации туберкулеза отреагировали дети. Беда эта не обошла стороной и металлургическую Магнитку. Как констатирует сегодня главный врач областной детской туберкулезной больницы № 2, в недавнем прошлом детского тубсанатория, Евдокия Ивановна Сиднева, показатели заболеваемости туберкулезом в Магнитогорске в последние два года в три раза превышают те же цифры по Челябинской области. Конечно, причиной тому можно считать повысившуюся выявляемость инфицированных – и это будет несомненным плюсом в работе магнитогорских фтизиатров. Но есть и другая сторона медали – лет шесть назад работу детских тубкабинетов пытались перенести в детские поликлиники, «облегчив» тем самым контакт между здоровыми и инфицированными детьми…
Вот уже не первый год детский тубсанаторий, сменивший в нынешнем году, согласно новой, «зурабовской», номенклатуре, статус специализированного санаторного учреждения на статус областной детской больницы, работает с полной нагрузкой. Из существующих здесь 130 мест, 25 выделено под больничные и 105 под санаторные койки. Но и этого на сегодня недостаточно. Ведь обслуживать приходится не только магнитогорцев, но и детей из близлежащих районов – Агаповского, Нагайбакского, Кизильского, Верхнеуральского...
В трех корпусах, соединенных теплыми переходами, есть сегодня все, что необходимо для полноценной работы подобного учреждения. В 1999-м, благодаря активной поддержке, оказанной коллективу депутатом областной Думы, в то время генеральным директором ММК, Анатолием Ильичом Стариковым и администрацией города, из двух обветшавших, требовавших значительной реконструкции и ремонта да и располагавшихся, к тому же, по разным адресам зданий санаторий переехал на улицу Советскую, 145/5.
Впрочем, как вспоминает сегодня Евдокия Ивановна, переделывать и здесь пришлось многое. Ведь больнице и санаторию, кроме спальных палат, кухни и хозяйственных помещений, игровых и учебных комнат для пациентов в возрасте от младенчества до четырнадцати лет, необходимы свой рентгеновский, процедурный, физиотерапевтический, массажный и ЛОР-кабинеты, стерилизационная, лаборатории, зал лечебной физкультуры... Есть в больнице и своя восьмилетняя школа. А в надворном сарае удалось даже оборудовать дезинфекционную камеру, чтобы не возить больничное белье на обработку за тридевять земель...
Вместе с Евдокией Ивановной мы прошлись по коридорам, заглянув в уютные комнаты, где малыши сосредоточенно собирали мозаику и мастерили что-то из ЛЕГО-конструктора. Обычно живые и шумные сорванцы в группе мальчиков школьного возраста вели себя непривычно тихо и сосредоточенно – на часах было время утреннего врачебного осмотра, результаты которого могут изменить планы на весь день.
В комнате психологической разгрузки, где с проходящими многомесячные курсы лечения и надолго оторванными от привычной обстановки родительского дома ребятами работает опытный психолог, обнаружился целый ворох кукол-перчаток. С ними во время занятий мальчишки и девчонки разыгрывают сценки, позволяющие не только дать волю детской фантазии, но и снять эмоциональный дискомфорт и напряжение.
Здесь эффективно лечат сегодня различные формы заболевания: туберкулез легких, костей, почек, лимфоузлов, а также активизировавшийся в последние годы туберкулез кожи, о котором фтизиатры не вспоминали очень давно. Но, в основном, в этих стенах находятся дети из так называемой группы риска, которые получают профилактическое противотуберкулезное лечение и одновременное лечение сопутствующих туберкулезу хронических заболеваний почек, тонзиллитов, болезней желудка, сколиоза, нарушения осанки и прочих недугов.
Работа с детьми имеет свою специфику, поэтому персонал больницы тоже подбирается особо – люди черствые душой быстро покидают эти стены. Так повелось еще с давних времен, когда работать с тяжело больными малышами приходили истинные энтузиасты. Не было тогда в штате подобных лечебных учреждений ставок психологов – их заменяли врачи, медсестры и нянечки, относившиеся к чужим детям как к родным. Питание здесь всегда было отменным, но в садово-огородный сезон, вспоминают, многие приносили к столу зелень с собственных участков – на овощебазах, снабжавших больницу и санаторий витаминной продукцией, таких «деликатесов» в то время не держали. Да и яблоками из своих садов сотрудники лишний раз побаловать ребятню не забывали. И все это абсолютно бескорыстно – от чистого сердца.
В нынешнее бездефицитное на товары и щедрое на постоянный рост цен время, продолжением тех традиций стала ежегодная высадка на участке цветов, рассаду для которых приносят из тех же личных садов. И потому летом здесь можно увидеть гордые тигровые лилии и скромные васильки, пышные пионы и нежные касмеи... А еще, рассказывают, несколько лет назад тогдашний глава района Николай Михайлович Шуляк предложил как-то посадить на участке молодые елочки – воздух от аромата хвои будет лучше. Однако позже от идеи этой пришлось-таки отказаться, чтобы не подвергать риску территорию больницы в предновогоднюю пору: варвары и елочки порубят, и участок потопчут...
Ну да и без хвойных деревьев можно обойтись. Здесь и так дышится легко и свободно. И на детских площадках, куда выходят группами на прогулки, и на миниатюрном спортивном поле, где устраиваются веселые старты, можно поиграть в баскетбол или бадминтон... Перед началом нового учебного года, опять же по традиции, коллектив собственными силами проведет в здании косметический ремонт, и стены эти, где умеют сохранять преемственность традиций не на словах, а на деле, примут новых маленьких пациентов. Так было. Так есть. И так, хочется верить, будет еще много-много лет, чтобы «песня, запетая у колыбели ребенка», обрывалась на первом же куплете...