Признаюсь: есть у меня любимчики и пристрастия. Школа № 42 на Брусковом - из их числа. Несколько лет назад заглянула туда написать про перспективного учителя Константина Рыжкова и открыла в левобережье источник персонажей. Почему именно там? Потому что его отдаленность от центра порождает особенные характеры - людей пытливых, активных, неизбалованных случайной удачей.
Что же удивляться, что и я постепенно становлюсь фанатом левобережного мира с его обостренной жаждой жизни. А поставщиком характеров в мой журналистский блокнот стал герой первой публикации Константин Рыжков. Само собой, его протеже, даже незнакомые друг с другом, оказываются связаны невидимыми нитями, словно живут в отдельном мире, и я время от времени получаю известия об их дальнейшей судьбе.
Среди героев "левобережного цикла" - учитель физкультуры Сергей Возмищев. - Оказывается, со времени нашей первой встречи он успел вырастить смену - собственную дочь. Таня Возмищева не скрывает: они с сестрой не поровну разделили родительские качества. Она - папина дочка, а старшая Аня - мамина. Мама Ирина Викторовна - учитель-словесник в сороковой школе. Она у них в семье самая решительная, и Аня из сестер самая боевая. Правда, очень нуждается в сдерживающем механизме, и очень ценит сестрино умение вовремя охладить ее пыл. А Таня уступает ей роль заводилы: кто-то в паре должен быть осмотрительным, как папа. Поэтому и чувствует себя старшей, хотя младше на несколько лет.
Таня, как и сестра, работает лет с шестнадцати. В восемнадцать даже сама за обучение вождению заплатила. Правда, к тому времени уже прошла папину водительскую школу. И работы не боялась. Раздать на улице рекламные флайеры, провести анкетирование прохожих только в первый час сложно. Просто с первых минут надо научиться прощать отказы и помнить: это часть твоей работы и ты честно ее выполняешь. Очень пригождается, когда работаешь с людьми. Особенно - невзрослыми. А Таня уже третий год тренер по легкой атлетике в сорок второй школе. Откуда у нее спортивная жилка - понятно: отцовская. И выбор школы тоже: на батю можно надеяться и при составлении расписания, и на замене, когда Таня выезжает на соревнования. Но то, что она отказывается от предложений и советов найти работу поближе, - это уже ее осознанное решение.
А советуют часто. В доводах есть резон: работе наставника должен быть гарантирован результат, и его лучше искать вблизи спортивных комплексов. "А от окраинной школы спортивных прорывов не жди, - рассуждают советчики. - Один-два юношеских разряда, а остальное - балласт". Так это какую задачу ставить, определилась Татьяна. Если делать себе тренерское имя - да, придется просеивать школьников ради перспективных. А если они верят, что ты здесь не только ради себя?
Взять хоть Димку Уткина. Дай ему мяч - будет гонять его с утра до вечера. Он по натуре командный игрок, но от секции легкой атлетики не отказывается, пусть даже приходится тренироваться не в том, в чем хочется: просто школьная секция - ближайшая к дому. Одно время запустил тренировки и проиграл менее способным, но тренирующимся пацанам. И так бросился наверстывать, что только держись. Или третьеклашка Алина Галина: когда пришла записываться, ничего не знала ни о легкой атлетике, ни о спортивных играх, но на первом же соревновании перебегала всех мальчишек. И разве радость приложения сил не главная задача школьного спорта? Не случайно Татьяна Возмищева при устройстве на работу в Орджоникидзевский дом творчества выбрала базовой сорок вторую, ее приняли доброжелательно: знают о потребностях поселковых школ.
Не сказать, чтобы сразу все получилось. Сначала приняли настороженно: записались бы, но сколько стоит? Татьяна понимает: для многих это решающий вопрос. Бесплатно? Тоже свои сложности: сначала повалили записываться, потом начались "самоволки". И возраст сложноватый - с пятого по восьмой класс.
- А вы с нами построже, как Сергей Аркадьевич, - школьники сами напомнили Татьяне батин опыт.
В общем, постепенно нашли общую тональность, и к маю пришли с постоянным составом.
В двадцать лет - педагогический опыт, равный пятилетке работы - это ценно. Татьяна Возмищева говорит: легко сдает экзамены по специальности у себя на педфаке, потому что все уже знает по играм с маленькой племянницей. Когда с группой проходила практику в детском саду, экзаменаторы с ходу одобрили результат: малышня выстроилась в очередь покататься "по кочкам-по кочкам".
Татьяна Сергеевна - хоть и студентка, но уже "с отчеством", даже защитила вторую категорию. Перед открытым занятием пристрожила воспитанников для поднятия духа: "Проявите себя - будем на хорошем счету, а если нет - могут тренерскую ставку сократить". И как они работали: настелили побольше матов, прыгали в высоту и играли, соблюдали дисциплину. Уста-а-али, но - комиссию удивило, что Татьяна Сергеевна работает второй год: по слаженности с детьми, думали, лет пять. Разве уйдешь, когда ради тебя творят чудеса?
Да они и без комиссий бегут на тренировки, как на именины. Еще и после на часок останутся поиграть в картошку или волейбол. Татьяна Сергеевна понимает: социальная ситуация не выбирает: дети перед ней или взрослые. Для одних школьная секция - отдых после малоподвижного школьного дня, для других - надежда выбиться в люди через спорт, для третьих - способ на несколько часов ретироваться из семьи.
Женя и Данил Гуцу, кажется, ни одной тренировки не пропустили, хотя у них это не единственная секция. Целой группой приходят девочки из второй школы, с Димитровки, а ведь самым дальним ходьбы в один конец минут сорок. Был случай, ученица позвонила в слезах: мама не отпускает на соревнования. Мама и сама взяла трубку, объяснила: зачем тратить силы на то, что в жизни не понадобится, только отвлекает от учебы.
- А меня родители всегда поддерживали в том, что мне самой нравилось, - не сдавалась тренер. - И если я чего-то в жизни достигла и везде успеваю, то только потому, что они в меня верили.
Она и в самом деле везде успевает: учится, работает, тренируется. Выходных нет совсем. Недавно выдался свободный день за несколько недель, а она так отвыкла от отдыха, что не знала, чем заняться дома: "Пролежала на диване - ну и тоска!" А маму школьницы она тогда сумела убедить: и на соревнования девочку отпустили, и тренировкам больше не препятствовали.
Татьяна и сама до сих пор не отказывается от родительской поддержки. Тем более что уверена в собственных силах, а поддержка больше выражается в общности интересов. С мамой и сестрой они видятся реже, чем с отцом. Но стараются вечерами собраться ради "Битвы экстрасенсов" - почти единственное, для чего семья включает телик. А с отцом можно пригласить друзей в школьный спортзал на игру "Возмищевы против Брускового" или "Левый против правого" - болельщиков и участников хоть отбавляй. Сергей Аркадьевич - большой любитель лыж, подобьет всю округу участвовать в Кроссе наций или "Лыжне России". А Татьяна корчится от смеха, слушая, как старшеклассники перед соревнованием на его глазах "участвуют в заговоре" против него - признанного в городе спортсмена: "Ты упадешь ему на лыжи, а я рву шнурки".
В общем, с семьей Таня на одной волне. Осталось только разобраться в себе. Она состоит в резерве спортивно-юношеской школы олимпийского резерва № 1, кандидат в мастера по прыжкам в высоту и многоборью. Когда много лет посвятишь тренировкам, включая штангу, хочется добиться весомого результата - например, стать мастером спорта. Не для карьеры, а чтобы знать, на что способна. Но перед собой хитрить не хочется: если добиваться звания мастера, то только собственными силами - без приема препаратов, например. Тогда надо заниматься только этим. Но в жизни, как оказалось, много интересного помимо спорта: учеба, работа, ученики, самостоятельный заработок. Значит, надо выбирать. Таня дает себе год, чтобы определиться с приоритетами. В любом случае, ее ученики уже в выигрыше: повезло с тренером, на которого хочется походить.