ДАЖЕ НЕ ЗНАЮ, с чего начать рассказ о нашем юбиляре – Викторе Петровиче Букаеве, главном инженере объединенной медсанчасти горадминистрации и ОАО «ММК». С того, как он, уроженец небольшого городка Медногорска в Оренбуржье, с дипломом инженера-энергетика приехал в Магнитку? Как с молодой женой – у нее сказочно красивое имя Лия, – тоже выпускницей Челябинского политехнического института, привыкали к будням комбината, устраивали жизнь, растили детей? Или сразу рассказать о том, как он, уже при солидной должности заместителя главного инженера, с присущей ему настырностью «пробивал» вопросы надежного энергообеспечения комбината?
Чтобы не возникало недоразумений, объясню сразу, почему я считаю его нашим юбиляром. Не ошибусь, если скажу, что о медсанчасти ММК у нас знают все без исключения. Более того, сорок процентов взрослого населения города непосредственно получают здесь первичную медицинскую помощь. Я уж не говорю о тех действующих медицинских технологиях европейского уровня, палатах повышенной комфортности, которыми пользуются и металлурги, и так называемые бюджетники. Кстати, совпадение это или нет, но все перемены, на первый взгляд, не вписывающиеся в рамки провинции, произошли здесь за последние пять лет – сколько Виктор Петрович на должности главного инженера МСЧ.
Так вот, Букаев и занимается тем, чтобы эта махина под названием медсанчасть «крутилась» без сбоев, возвращала здоровье доброй половине горожан не хуже, чем в столицах. Пользуясь терминологией детективного жанра, главный хирург города Александр Субботин заметил: главный инженер медицинского учреждения остается как бы в тени, за кадром врачебной практики. Когда я попытался обозначить круг его прописанных и взятых добровольно на себя обязанностей, удивился: как успевает «боец» невидимого фронта обеспечивать надежную работу медицинского тыла МСЧ? Объяснялось все очень просто: комбинатская выучка. Если коротко – он несет ответственность как за исправную работу водопроводного крана, так и тех хитроумных аппаратов, которыми напичкана медсанчасть.
В одном из писем в нашу редакцию пожилые пациенты глазного отделения попросили рассказать в газете об обустройстве территории медсанчасти. Чистота и порядок там идеальные, как в американском кино показывают – такую оценку дали «продвинутые» дедушки и бабушки этой красоте. А обеспечивает ее своим руководством Виктор Петрович. Именно порядок, а не его видимость, которую у нас научились создавать перед приездом высокого начальства. Сюда, на территорию МЧС, вечерами приходят с детворой полюбоваться фонтаном живущие рядом горожане. Пациенты из сел от этой цивилизации вообще теряются. У приезжающих поучиться к медикам комбината коллег из других городов загораются глаза: «Нам до Магнитки тянуться и тянуться». А еще взяли за моду фотографироваться на фоне английских лужаек, беседок и пруда с кованым мостиком через почти настоящий горный ручей. Рассматривая эти снимки с диковинным пейзажем, многие удивляются: «Вы что, на европейском курорте отдыхали?» Лично я фотографироваться на память в медсанчасть не ходил, но каждый раз, когда пересекаю калитку проходной, напрочь забываю о куреве: как-то неловко делается от мысли, что могу своей сигаретой невзначай насорить.
Когда знакомая узнала, что я собираюсь на встречу с Букаевым, заметила:
– Лет двадцать назад он помог моему дедушке квартирный вопрос решить. Виктор Петрович тогда был начальником цеха электросетей и подстанций управления главного энергетика комбината, а дедушка под его началом на шестидесятой подстанции работал.
Надо же, память у людей! Как говорится, сто лет прошло с тех пор, давно не живут в той квартире родственники, ушел в мир иной дедушка, а добро живет, не выпячиваясь на показ. Может быть, тоже вспомните об этом, Виктор Петрович? Фамилия того специалиста Капустин, зовут Василий Константинович. Низкий поклон его внучка Вероника вам передает и пожелание, чтобы жили вы долго на радость людям.
Впрочем, помнит добрые дела юбиляра не один десяток людей, с кем сводила его судьба за сорок с лишним лет работы на комбинате. А первый раз на ММК он попал в 1958 году – студентом четвертого курса института проходил практику. Через год, имея на руках красный диплом и право свободного выбора места работы, вернулся сюда, чтобы остаться на всю жизнь. Хотя были и заманчивые предложения – работа в Москве. Но он наотрез отказался. Спросил у него: близость Магнитки к родному Медногорску «перетянула» столицу или комплекс жителя провинции, нутром не принимающего суету большого города.
– Да нет, это меня нисколько не пугало. Были сомнения другого рода: найду ли я там, среди столичной элиты, свое место? Не окажусь ли «затертым» авторитетами, а то и мальчиком на побегушках? Хотелось испытать себя на производстве, в настоящем деле.
Двадцать пять лет проработал Букаев в цехе сетей и подстанций управления главного энергетика ММК. Начинал старшим электромонтером, «дорос» до начальника цеха. В то время электротехническая лаборатория входила в состав этого цеха. По форме она считалась второстепенным подразделением, а по сути: работающие здесь специалисты выполняли тонкую работу по наладке, защите и эксплуатации оборудования. Только зарплату получали не равноценную квалификации и значимости в обеспечении электроэнергией основных цехов. Всеми правдами и неправдами специалисты старались перебраться из-за достойной зарплаты на промплощадку. Немало усилий приложил Виктор Петрович, чтобы поднять статус лаборатории, выделить ее в самостоятельное подразделение и устранить перекосы в оплате труда электромонтеров.
По всему видно – характер у Виктора Петровича уравновешенный, оценку прожитым семидесяти годам дает без лишних эмоций. Правда, нотка сожаления из его уст все же прозвучала, когда он вспомнил о своей почти готовой к защите кандидатской диссертации. Но, по его меркам, работа была «сыроватой», а доводить до кондиции не хватало времени. Чтобы труд не пропал даром, отдал материалы диссертации знакомым. Удивился, когда узнал, что его кандидатская «потянула» на присвоение докторской.
С бывшим главным энергетиком ММК Робертом Ганиевым Виктор Букаев завел дружбу еще в молодости, когда учились в институте на одном факультете.
– С женой Виктора Лией мы вместе ездили студенческую целину поднимать, – вспоминает Роберт Абдулович. – Их детей, Марину и Игоря, знаю с пеленок. С его сестрой знаком, она тоже наш институт заканчивала. Виктор еще в молодости очень требовательно относился к себе: успевал учиться на круглые пятерки и профсоюзными делами заниматься. Потом, когда мы работали вместе, не давал спуску ни себе, ни подчиненным. Это стремление сделать как можно больше и лучше позволило стать ему специалистом высочайшего класса по энергетике не только на комбинате, но и на Южном Урале. Да и звание заслуженного энергетика России он заслужил. В его характере я особо ценю верность. Бывали годы, когда он занимал должности рангом выше, в моем подчинении работал. Но наша дружба ни разу не дала трещину. Мы встречались семьями, вместе радовались успехам, переживали какие-то неудачи. Такая преданность в наше время стала редкостью: порой в друзьях «ходят» лишь до тех пор, пока от этого можно извлечь какую то выгоду.
Как-то по-особому зазвучал голос Виктора Петровича, когда начал рассказывать о годах работы заместителем главного энергетика, а затем замом главного инженера управления. Казалось бы, что тут примечательного: частые командировки в Москву, Ленинград, пробивал в министерских кабинетах разные проекты и лимиты на дефицитное оборудование, новую ЛЭП в Магнитку от Ириклинской электростанции. С детьми и женой виделся наездами. Все давалось с напрягом, но тот задел для бесперебойного электроснабжения предприятия, создаваемый при непосредственном участии Букаева, сейчас обеспечивает стабильную работу ММК, позволяет без оглядок на рубильник вести обновление производственных мощностей, пуск энергоемких цехов.
У каждого из нас есть свои оценки прожитому. Построил дом, посадил дерево, вырастил детей – значит, оставил свой след на земле… Если следовать этим критериям, то и здесь Виктор Петрович создал прочный задел: дом в Западном построил, деревья посадил. Больше того, ему посчастливилось нести людям свет. Но особая гордость – дети. Сын тоже энергетик, работал на ММК, сейчас имеет свое дело. Дочь Марина – врач. Подрастают на радость продолжатели Букаевского рода – внуки, для которых дедушка и бабушка оплот надежности и добра, пример того, как нужно жить и любить.
С семидесятилетием вас, Виктор Петрович!
Владимир РЫБАК. Фото Евгения РУХМАЛЕВА.