Подобного события Магнитка театральная ждала давно. И вот, главный театральный фестиваль России – «Золотая маска», ежегодно собирающая в Москве лучшие работы сезона, открыла в минувшую субботу на сцене драматического театра им. А. С. Пушкина одну из гастрольных афиш своего выездного проекта «Лучшие российские спектакли в городах России».
За пять лет существования этой специальной программы, проводимой «Золотой маской» совместно с Федеральным агентством по культуре и кинематографии Министерства культуры РФ, лучшие достижения российского театра смогли увидеть новосибирцы и нижегородцы, иркутяне и екатеринбуржцы, жители Орла, Казани, Перми, Ростова-на-Дону, Ярославля и Омска. Дважды, благодаря активной поддержке проекта руководством Норникеля, фестиваль побывал в Норильске. А совсем недавно совершил свой первый выезд за рубеж – в Эстонию.
Магнитогорск, как было отмечено на пресс-конференции, состоявшейся в день открытия фестиваля в нашем городе, оказался в этом списке 21-м по счету. Причем возник он для «Золотой маски» на российской географической карте «вне плана» – дальше Челябинска по Южному Уралу она «по законам жанра» продвигаться не собиралась. Ведь, по свидетельству генерального директора ассоциации «Золотая маска» Марины Ревякиной, афиша для каждого конкретного города – участника проекта – формируется с учетом пожеланий его зрительской аудитории. Где-то преобладает интерес к жанрам музыкального театра, где-то – к театру драматическому. В гастрольной афише могут возникнуть и современная хореография, и опера, и даже кукольный театр, хотя, что касается последнего, он в наше время переживает не лучшие времена…
Коррективы в географию южноуральского выезда внес генеральный спонсор проекта – Сбербанк России. Точнее, его Челябинское и Магнитогорское отделения, выдвинувшие инициативу спонсировать второй, «незапланированный», гастрольный тур в Магнитку. Ибо, как отметил заместитель управляющего областным отделением банка Константин Болдырев, одной из своих задач в сложившейся ныне ситуации с финансированием российской культуры Сбербанк России ставит создание оптимальных условий для того, чтобы как можно больше жителей страны имели возможность увидеть лучшие достижения отечественного театра. А управляющий Магнитогорским отделением Василий Котий сказал, что, будучи в прошлом работником ОАО «ММК», являющегося ныне генеральным спонсором Магнитогорского драматического театра, видит для себя во всем этом продолжение благородной миссии российского меценатства.
К сказанному, думаю, следует добавить и то, что в апреле нынешнего года специальной премии «Золотой маски» – «За поддержку театрального искусства России» – был удостоен губернатор Челябинской области Петр Сумин. И это, несомненно, свидетельствует об особом отношении к театру, сформировавшемуся на стыке европейской и азиатской частей многонациональной России.
Что касается фестивальной афиши, привезенной в Магнитогорск, она, по сравнению с «челябинской», оказалась несколько усеченной – магнитогорцы увидят лишь пять из восьми заявленных в полном варианте программы спектаклей. Объясняется такая «дискриминация», прежде всего, причинами чисто техническими и организационными, ведь театры – участники проекта – связаны обязательствами не только с главным фестивалем страны, но и с родным зрителем. Впрочем, и та «пятерка» лауреатов и номинантов, работам которых был дан старт на сцене Магнитогорской драмы в минувшую субботу, способна представить нашему зрителю тенденции развития современной театральной жизни страны.
Лауреат «Золотой маски-2005» – спектакль Московского ТЮЗа «Скрипка Ротшильда», в котором мы увидели замечательный актерский тандем Валерия Баринова и Игоря Ясуловича – стал достойным открытием программы, которая завершилась вчера «телосозерцанием» по мотивам тибетской поэзии, языческой и буддистской философии с необычным названием «Песни дождя» омского театра пластической драмы «ЧелоВЕК». И потому более подробно о впечатлениях и размышлениях, навеянных пятью днями «Золотой маски» на Южном Урале, поговорим чуть позже.