Сегодня в редакцию «Магнитогорского металла» поступает немало писем с восторженными мнениями о совершенно уникальном месте, на котором построен храм Вознесения Господня. Совсем рядом с завод-ским прудом затоплено заповедное, намоленное место, где стояла Свято-Троицкая церковь. Не так давно наша газета опубликовала предложение известного писателя-краеведа Владимира Баканова об установке недалеко от Казачьей переправы исторического памятника-знака в память о Свято-Троицкой церкви крепости и станицы Магнитной, построенной еще в 1747 году на средства прихожан и Оренбургского казачьего войска. «Поклонитесь ей!» – призывает ветеран войны, полковник в отставке, прошедший огни, воды и медные трубы. Под водой еще вырисовываются контуры фундамента церкви, видного в тихую, ясную погоду. Ветеран предложил и рисунок этого памятника над водой, сооружение которого, кстати, супердешево по сравнению с памятью и исторической справедливостью…
Псевдосовесть заводила нас и не в такие крутые дебри «узаконенной нравственности», которая способствовала затоплению Свято-Троицкой церкви и полному ее забвению. Нам легче перегородить улицы иномарками и угодливыми – неизвестно кому, а, может, кому-то известно? – названиями офисов и магазинов на чуждом языке. У нас нет денег для сохранения памяти и, естественно, достоинства. И это в то время, когда в США из самолетов первыми выходят граждане страны, а потом – остальная «шушера». Вот тебе – достоинство, любовь к родному флагу, к «отеческим гробам», которые передаются с детства, с кровью и молоком Родины…
Храм Вознесения Господня… Сколько он испытал на себе, еще не родившись! В замыслах нашего выдающегося зодчего-земляка Анатолия Волобуева, судя по всему, он свил свое гнездо еще с рождения – по Божьему промыслу. Художники, писатели и поэты, свидетели рождения этого храма, знали о нем за много лет вперед: сопереживали и горевали, видя небывалые и тяжкие усилия Волобуева сделать храм достойным нашего города, его людей и времени! В начале девяностых «Магнитогорский металл» опубликовал фотографию всего проекта храмового комплекса, выполненного в пенопласте автором. Этот проект, в общем-то, и воплощен сегодня. Но кто может осмыслить дорогу к этому воплощению, в которой горе, вдохновение и счастье, преграды чиновников? Один только зодчий, которого отпевали в январе 2002 года в нижней церкви недостроенного храма…
Комплекс православного храма запроектирован Магнито-горскгражданпроектом в 1991–92 годах. Об этом твердо знает главный конструктор-консультант ОАО «МГРП» Г. Корнилов. Он и помнит немало подробностей, связанных со строительством храма…
На десятке гектаров разместились собор – ныне церковь Вознесения Господня, дом милосердия, трапезная, крестильная церковь, колокольня и другие объекты. После первой службы в январе 2003 года архитектура церкви Вознесения получила восторженные отзывы горожан и специалистов. И только сегодня можно сказать, что на творении архитектора А. Волобуева лежит печать гения…
Анатолий Григорьевич Волобуев – 1939–2002 годы – учился в двух лучших вузах и уже тогда был замечен. Некоторые его приятели по учебе занимают сейчас видное положение в искусстве России и Франции. Беседы с архитектором в процессе совместного творчества убедили конструкторов, что истоками выразительных архитектурных форм храмового комплекса являлись церкви Новгорода, Пскова, Владимира, которые студенту Волобуеву приходилось лично обмерять в учебных целях.
Сложны и противоречивы были обсуждения выбора места строительства комплекса храма, основных размеров высотных построек, конструкций куполов и сводов с учетом местных возможностей. Наибольшие разногласия возникли по основным пропорциям церкви Вознесе-ния. Главный инженер проекта
С. Габбасова, главный специалист В. Пелымский и главный конструктор-консультант
Г. Корнилов критиковали архитектора за слишком устремленный вверх объем: уменьшение высоты давало возможность сделать здание без каркаса, получить добавочную площадь помещений, то есть «улучшить» экономику. Последним аргументом архитектора в защиту предлагаемого решения явилась акустика. Для сложных сооружений трудно расчетом определить время реверберации звука в зале. Необходимо дополнительное дорогостоящее моделирование, которое в 1991 году не было возможности выполнить. Оставалось грамотно с точки зрения отражений найти положение антресолей хора относительно сводов, иконостаса, средней части церкви. Это запроектировано на основе старинных построек, описанных в книге И. Грабаря «История архитектуры» (1913 г.). Окончательно сошлись на том, что высоту церкви принять не более Успенского собора Московского Кремля, а назначенные пропорции сохранить. При строительстве акустику улучшила фирма «Комплекс», выполнившая высококачественную штукатурку из сухих гипсовых смесей.
Анатолий Волобуев мечтал об оригинальной колокольне, которая планировалась во второй очереди строительства. Он считал, что лечить людей можно не только молитвой и архитектурой, но и звуком. Кстати, еще два года назад руководитель ансамбля «Металлург» А. Никитин, известный музыкант, в беседе заметил, что, проезжая мимо храма, здоровается с ним. Я тоже – да и не только я! – здороваюсь и наслаждаюсь удивительным местом его становления на стыке Азии с Европой, откуда он, ночью озаренный прожекторами, а днем, сияющий белизной и огнем куполов, виден и слышен на многие километры…
Колокольня задумывалась с 24 колоколами для исполнения музыкальных произведений. Когда было высказано сомнение в управлении столь большим количеством колоколов, архитектор А. Волобуев принес книгу Анастасии Цветаевой «Мастер волшебного звона», где рассказано о творчестве феноменального отечественного музыканта К. Сараджева (1900–1942 гг.). В одной октаве он слышал и видел в образах 1701 обертонный звук и управлял более чем 30-ю колоколами. Звуковой ряд десяти колоколов малой колокольни церкви Вознесения подбирал, настраивал и обучал исполнителей известный в России мастер колокольного звона из Архангельска В. Петровский, в практике которого игра на 16-ти колоколах. Он сам в свое время был вдохновлен искусством К. Сараджева… К сожалению, идея строительства колокольни и разлива колокольного звона на многие километры над поверхностью пруда сегодня забыта.
Но стоит на своем единственном и неповторимом месте творение А. Волобуева – храм: и память, и покаяние, и вдохновение, и вера, и надежда, и любовь – слезы и боль наших художников и строителей, металлургов и всех горожан. Храм, который хранит в себе и отблески пожара, и тепло душ наших, вопреки скудосердию очернителей и мерзких борзописцев, которым во все времена прислонить голову было не к кому.