Недавно областные чиновники выясняли, что делают в свободное время воспитанники детских домов.
Оказалось - лишь каждый пятый занят трудом, остальные предоставлены себе и, значит, сами ищут, чем заняться. Стоит ли удивляться потом иждивенческой психологии подростков: государство им все "должно и обязано" только оттого, что они сироты? Дети, которые благодаря социальной поддержке власти в последние годы живут в более комфортных условиях, чем иные семейные, питаются, по признанию знакомого педагога, "лучше нас с вами и от сытости катают апельсины по полу, рвут подушки, бьют мебель". Ваш ребенок стал бы катать дома апельсины по полу? Трудотерапия - единственный способ профилактики грозящего им во взрослой жизни тунеядства, "прививка" уважения к чужому труду. Однако проводить такую терапию желательно через творчество: как-никак дети...
Благодаря инициативе союза женщин-предпринимателей и при поддержке областного министерства социальных отношений на нашей земле впервые прошел второй этап большого мероприятия с громоздким названием - фестиваль систем трудового воспитания детских домов и приютов "Путь к успеху". На самом деле - выставка творческих работ "Самоделкин-2008", собравшая изделия сирот из 25 детских домов и интернатов, не считая поделок ребят с ограниченными возможностями из городского социально-реабилитационного центра.
Держу в руках самодельную корзиночку и не боюсь сломать: необычный пластилин превратился в жесткую резину. За основу корзины ребята взяли крышку из-под кофе, внутрь посадили пластилиновый букет. Над этой работой, как и над большинством картин, воспитанники магнитогорской коррекционной школы-интерната колдовали все вместе - сделать надо все быстро, иначе чудо-масса отвердеет.
- Вначале на картон намазываем две-три основы, потом лепим внизу крупные зеленые листья и "дорисовываем" мелкие нежные цветочки, - третьеклассницы объясняют мне технологию создания пластилинового пейзажа. - А у вас в детстве был такой, который тянется, как резина, а потом застывает намертво?
Для школ, чьи ребятишки отстают в развитии от сверстников, творчество, связанное с мелкой моторикой, необходимо - тут прямой путь к развитию умственных способностей. Заместитель директора интерната по воспитательной части и педагог дополнительного образования Ирина Соколова обещала научить детей лепить из слоеного теста. Затраты предстояли пустячные, но не вышло: высушивать фигурки в печи необходимо при особом режиме. В интернате, кроме столовской, печки нет, но она всегда занята. Тогда и появился в школе кружок "Волшебник пластилин". Для детского творчества Ирина Александровна запаслась материалом трех сортов: отечественного воскового, чехословацкого "моделина" и немецкой "массы для лепки". Немецкий оказался лучше: легко тянется, не липнет, не пачкает, как обычный, приятен на ощупь и накрепко застывает в течение двух-трех часов. Экспериментируя и смешивая податливую массу, ребята мастерили объемные фигурки, рельефные изображения, лепили пейзажи - почти как в мультфильме про пластилиновую ворону.
Другое дело - металл. Чтобы сотворить из него изящное и кружевное, необходимы молоток, зубило, чеканы, ножовка, крепкие мужские руки и смекалка. Рослых парней из Каслинского детского дома поначалу многие принимали за помощников организаторов выставки. Когда молодые люди выстроились возле своей экспозиции, оказалось - выпускники детдома. Чтобы поспеть к открытию выставки, из самой северной точки области выехали в два ночи. В Магнитку с руководителем литейного кружка Александром Сабировым привезли не только гордость родного города, но и один из национальных символов страны - в 1900 году на международной выставке в Париже мастера по художественному литью из металла взяли Гран-при. Студент первого курса профессионального училища № 18 Каслей Валерий Захаров может пока только мечтать о мировом признании, однако основы и технологии сварки он уже освоил на занятиях в детдоме. Колебаний в выборе профессии не было - конечно, сварщик.
- Работа напряженная, травмоопасная. Бывает, искра в кроссовок залетит или под рукавицу. Удары молотком по пальцам - вообще дело привычное. Труд мужской, тяжелый, но он всегда будет востребован, - с достоинством признается Валера.
Напротив Каслей - столярные шедевры Магнитного детского дома Агаповского района, по-соседству - резьба по дереву и гончарное дело Есаульской коррекционной школы-интерната Сосновского района. Нагайбакские сироты удивили резными шкатулками, вазами и светильниками из дерева, карабашские - дворовыми постройками и деревянными храмами в миниатюре, чебаркульские - сложными берестяными изделиями. Не обошлась выставка и без вышивки, вязки, мягкой игрушки, бисероплетения. Именно такие - скорее женские, чем мужские - творения ожидали увидеть организаторы фестиваля и сориентировали сиротские дома на экспозицию самоделкиных-мальчиков. Но ошиблись - творческие возможности южноуральских сирот безграничны.
Задача в другом: кто поможет раскрыть потенциал ребят? Ставки педагогов дополнительного образования смешны, руководителей кружков - мужчин - в сельских детских домах можно по пальцам пересчитать, в городе вовсе нет. Даже если добиваться открытия и финансирования производственных мастерских - кто обучит пацанов премудростям мужского труда?
Но это повод к размышлению. Что касается выставки - она удалась. Участники получили яркие эмоции, призы и игру в боулинг, стали зрителями спортивных состязаний высокого уровня - во Дворце спорта имени Ромазана, в холле которого расположились самоделкины, шло всероссийское первенство по дзюдо.
На третьем - заочном - этапе фестиваля "Путь к успеху" жюри оценит творческие презентации детских домов, а в декабре подведет итоги и соберет победителей на традиционной ярмарке-распродаже. Фестиваль "Путь к успеху" молод, ежегодно его формат меняется. Первоначальная задумка женщин-предпринимателей области - научить ребят работать и торговать своими изделиями - трансформировалась в смотр-конкурс систем творческо-трудового воспитания.
- Это и праздник, и награда для ребят, - утверждает Ирина Вальдинтон, начальник управления социального обслуживания министерства социальных отношений области. - Первая цель, которую мы достигли, - ребята должны получить удовольствие не от призов, а от результатов своего труда. Над второй - большой и более скрытой - еще много предстоит работать: чтобы люди увидели сирот и поняли: их бояться не надо, они многое умеют делать. И если трудовой процесс контролировать, дети не будут убегать, не будут болтаться на улице, а займутся увлекательным трудом.