Существует традиция – периодически подводить итоги сделанному, анализировать просчеты, изучать ошибки, строить прогнозы будущих достижений. Начало года – подходящая пора «итожить то, что прожил». Правда, для серьезного анализа время, а явиться в Ростехрегулирование сразу после новогодних каникул, значит, не дать, как говорится, войти в привычный рабочий ритм Надежде ТУЛИНОЙ и Тамаре ЛОГИНОВОЙ – главным специалистам отдела государственного надзора.
– Надежда Дмитриевна, больше года вы работаете в новом качестве. Понятно, срок не очень большой, чтобы делать выводы о целесообразности состоявшейся реформы государственных надзорных органов. Но какие–то впечатления и наблюдения сложились?
– 15 ноября 2004 года начал работать отдел государственного надзора Уральского межрегионального территориального управления Ростехрегулирования. Отдел – самостоятельная единица государственной службы, которая находится в Челябинске и подчиняется Екатеринбургу. Если сравнивать с тем, что делали в ФГУ МЦСМ, содержание деятельности практически не изменилось. Мы осуществляем надзор за выпуском продукции, ее реализацией через оптовую и розничную сеть. Безопасность продукции, защита жизни людей, доступность достоверной информации для приобретателей, экологическая безопасность – все это наша забота. Законодательная база практически не изменилась. Законы «О защите прав потребителей», «О безопасности пищевых продуктов», «Об обеспечении единства измерений», «О техническом регулировании», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» действуют, и мы руководствуемся ими.
– Как федеральная власть оценивает состояние потребительского рынка страны?
– Правительство обеспокоено качеством продукции, поступающей к потребителю, поэтому во втором полугодии прошлого года выделило бюджетные средства для испытаний продукции. Испытания проводили только в аккредитованных лабораториях, с которыми Уральское межрегиональное территориальное управление Ростехрегулирования заключило договор.
– Можно говорить о каких-то общих результатах этой работы?
– Больше всего претензий к горюче-смазочным материалам и продуктам питания. Из электроприборов испытания не прошли электрокипятильники китайского производства. По нашему региону претензий не было к детской обуви и одежде для новорожденных. Не было забраковки по оконным блокам, но много претензий у заказчиков при их установке. Поэтому потребителям надо быть требовательнее и не подписывать никакие документы, пока работа не будет выполнена безукоризненно.
– А что вы можете сказать о работе представителей Ростехрегулирования в Магнитогорске?
– В городе и семи близлежащих районах мы с Тамарой Геннадьевной в качестве главных специалистов, как и прежде, работаем вдвоем. В прошлом году провели около 100 проверок. Нас интересовали соблюдение требований безопасности, метрологических норм и правил и качественные характеристики произведенной и реализуемой продукции.
За полугодие, пока мы проводили испытания, из 98 проб 52 не прошли по обязательным требованиям нормативной документации. Большую тревогу вызывает качество пищевой продукции. На оптовых базах отбирали продукцию для испытаний, и большинство образцов не соответствовало нормативным требованиям.
– Какие меры воздействия вы применяете?
– Составляем протоколы об административном нарушении, передаем документы в суд. За прошедший год отправили 31 пакет документов на рассмотрение в арбитражный суд Челябинска. Наложено штрафов на 32 тысячи рублей. Кроме того, 64 тысячи рублей нерадивые предприниматели вернули в государственный бюджет за проведенные нами испытания.
– Надежда Дмитриевна, вы говорили, что деньги на испытания выделены из федерального бюджета. А сейчас говорите, что предприниматели вернули средства в бюджет…
– Действительно, средства для проведения испытаний выделены из федерального бюджета. Но существует правило: если продукция прошла испытания и соответствует всем нормативным требованиям, то в данном случае анализы оплачивает государство. Если продукция некачественная, то производитель или продавец, у которого взяты образцы, должен вернуть потраченные средства в бюджет.
– Назовем производителей, чья продукция не соответствует нормативным требованиям?
– Не прошли испытания в лаборатории ФГУ МЦСМ сливочное масло из ОАО «Сибайконсервмолоко», по микробиологическим показателям, по консистенции, по превышению массовой доли влаги, по вкусу, запаху и внешнему виду. Забракованы глазированные сырки «Пингвиненок Понго», выпущенные ООО «Айсберг – Люкс», и «Молочный Гномик», сделанный на ООО «Гагаринское молоко», по микробиологическим показателям. Продукция выпущена по ТУ, стоит знак сертификации. Неоднократно проверяли эту группу товаров, и всегда, к сожалению, результаты испытаний показывают наличие дрожжевой палочки. Потребителям надо быть очень внимательными при покупке таких товаров.
По микробиологическим показателям забракована «Икра баночная зернистая лососевая», изготовленная по ГОСТу на ООО «Орландо» г. Петропавловска-Камчатского.
По ГОСТу произведена «Говядина тушеная – консервы мясные в стеклянной банке» на ООО «Фортуна» в г. Санкт-Петербурге. Но и эта продукция не выдержала испытания по массовой доле жира и белка. При норме белка 15 процентов его зафиксировано всего пять процентов… Помимо этого нарушены органолептические показатели – запах и вкус. Консистенция мяса и внешний вид продукта тоже не соответствуют нормативным требованиям. Это позволяет сделать вывод, что в консервах использовалось мясо низкого сорта или ненатуральное.
Много нареканий вызывают мясные полуфабрикаты. При маркировке производители не указывают, что применяют растительный белок вместо животного, не докладывают мясо, нарушая содержание ингредиентов, определенное нормативом.
На потребительском рынке города много продукции, которая не соответствует требованиям безопасности. Очень часто у продавцов нет сопроводительных документов, значит, такая продукция не должна находиться в реализации…
– А если говорить о непродовольственной группе товаров, что вызывает больше всего нареканий?
– Очень много жалоб по нефтепродуктам. Мы проверяли эту группу товаров, начиная от Челябинской трассы – Карталинский, Брединский районы, почти все магнитогорские АЗС. Результаты плачевные. Есть «Инструкция по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтеобеспечения», по которой должны работать все АЗС и нефтебазы, но почему-то о ней никто не помнит.
– Вот посмотрите, – Надежда Дмитриевна ставит на стол канистру с голубой жидкостью. – Это тосол, охлаждающая жидкость для машин. По ГОСТу пена должна опадать через три секунды, а она оседает больше двух часов. На этикетке отсутствует наименование изготовителя. Такая продукция не должна находиться в реализации. Никто не проводит входной контроль, испытания не делают. Почти всем поставщикам и продавцам нефтепродуктов выдали предписания, наложили много штрафов, произведен большой возврат государственных средств, потраченных на испытания. Все организации, где обнаружены нарушения, находятся под особым контролем.
– Может быть, по надзору за соблюдением «метрологических» законов картина более радужная?
– Если картина и лучше, – включается в разговор Тамара Логинова, – то не настолько, чтобы сидеть сложа руки. При проверках обнаруживается более трети нарушителей – это довольно большая цифра.
– Где больше: в промышленности, в торговле, на почте?
– Конечно, в торговле, и на автозаправочных станциях. Здесь самые злостные нарушители. Там практически повсеместно используют непроверенное измерительное оборудование, используют приборы, которых нет в государственном реестре. На предприятиях больше порядка. На многих внедрена система качества, которая не позволяет использовать при изготовлении продукции средства измерения, не прошедшие государственную поверку. Периодически проводится внешний и внутренний аудит. Ведь все прекрасно понимают, что от точности измерений зависит качество продукции. И все возрастающая конкуренция не дает расслабляться никому. Кроме того, на предприятиях работают грамотные специалисты, которые стремятся сразу устранить все недостатки, если они обнаружены.
.