В РЕДАКЦИЮ в начале отопительного сезона поступало много жалоб от читателей и посетителей сайта «ММ» по поводу плохой подачи тепла в дома.
Директор треста «Теплофикация» Виктор Пастушенко уверял горожан: «На жалобы мы реагируем. У нас есть специальная группа, которая занимается режимами тепловых сетей, учитывая при расчетах тепла температуру наружного воздуха». Подробней расспросить Виктора Петровича, чем конкретно занимается эта группа режимов, на пресс-конференции для журналистов не удалось, а узнать ох как хотелось: сам являюсь таким же потребителем тепла (так нас, горожан, называют работники треста «Теплофикация»), как и все жители города.
– Группа режимов входит в состав центральной диспетчерской службы треста «Теплофикация» и занимается регулировкой режимов тепловых сетей: задает гидравлические и тепловые параметры теплоносителя, – объясняет инженер группы Ирина Пономарева (на снимке). – Ведь вода не просто так бежит по трубам, ее нужно направить, чтобы и в вашей квартире, и в квартире соседа было одинаково тепло. Мы же не можем допустить, чтобы один дом прогревался, а другой – замерзал.
– То есть и дом рядом с котельной, и дом на окраине равны во время отопительного сезона?
– В этом и заключается работа группы режимов, чтобы все горожане находились в равных условиях по потреблению и тепла, и горячей воды. Регулировка начинается с тепловой станции или котельной, где мы задаем расход теплоносителям, определяем давление в прямом и обратном трубопроводе, температуру воды… А вся гидравлическая регулировка происходит на узлах управления зданий. Чем больше здание, тем больше тепла необходимо для его обогрева. Поэтому количество тепла на каждое задание рассчитывается индивидуально.
– И на чем основываются расчеты?
– Они зависят от объема и площади здания, материалов, которые были использованы для его строительства, рельефа местности…
– Не могу взять в толк, как все-таки тепло доходит до каждого дома?
– Чтобы это произошло, работают повысительные насосные станции: семь на правом берегу, столько же – на левом. Именно там рассчитывают необходимую температуру воды и давление в трубопроводах. А основные источники тепла, те четыре «сердца», от которых по трубопроводам, как по артериям, к квартирам и городским предприятиям бежит горячая вода, – это ЦЭС ОАО «ММК», ТЭЦ ОАО «ММК», пиковая и центральная котельные.
– А случись авария, как устраняете?
– Если параметры откланяются от расчетных – это говорит о том, что где-то есть повреждение. Отклонения фиксируют и автоматика, и дежурный персонал на каждой насосной станции. Эти данные видит диспетчер центральной диспетчерской службы и немедленно принимает оперативные меры по восстановлению заданных режимов.
– А если в квартире как было холодно, так и осталось?
– Жителям необходимо звонить в свою жилищную организацию, потому что мы занимаемся транспортировкой тепла до дома, а распределением тепла по квартирам занимаются именно они. Но бывает: жильцы звонят в домоуправление, жалуются на холод в квартире, и коммунальщики переадресовывают их к нам. Мы начинаем разбираться, выезжаем по конкретному адресу, а причина холода в квартире может быть не одна, а множество. Может, слесарь дядя Вася закрыл вентиль, ушел на выходные и никого не предупредил. Может, ваш сосед меняет трубы и батареи, не ставя в известность ни соседей, ни домоуправление… Тепла это, понятно, не прибавит не только в квартире…
ИЛЬЯ МОСКОВЕЦ. Фото ЕВГЕНИЯ РУХМАЛЕВА.
От редакции.
И все же этой зимой в наших квартирах и офисах как-то холодновато. И батареи не пышут жаром, как раньше, и стены, внутри которых проходят теплоносители, не напоминают стенки русской печки. Дома приходится ходить в теплых халатах и свитерах, на службе лишний раз форточку не откроешь: вместе со свежим воздухом в помещение проникает бодрящий морозец, и пальцы перестают попадать в нужные клавиши на клавиатуре компьютера. Может, режимной группе треста «Теплофикация» пересмотреть параметры горячей воды, поступающей в наши дома по трубопроводам как прямым, так и обратным? И это прибавит тепла как в квартирах, так и в душах горожан.