Очередная акция «Пешеход» прошла 19 октября на проспекте Карла Маркса возле остановок «Крытый рынок», «Куранты», «Карла Маркса, 115».
Инспектора ДПС проверяли не только водителей, но и пешеходов – знать и соблюдать правила дорожного движения должны все. Особое внимание было уделено соблюдению ПДД на остановках общественного транспорта. Проверка показала, что пешеходы нарушают ПДД не реже водителей, а зачастую даже не знают о правилах посадки и высадки из общественного транспорта.
О том, что ГИБДД нужно активизировать работу с пешеходами, глава города Сергей Бердников говорил на встрече с представителями органов внутренних дел во ДКМ имени Серго Орджоникидзе 11 октября. Да и Госавтоинспекция регулярно проводит мониторинг социальных сетей, в которых нередко пишут про «обнаглевших от безнаказанности пешеходов».
– В Магнитогорске в текущем году зарегистрировано более 4500 дорожно-транспортных происшествий, в которых 315 человек получили травмы, 12 человек погибли. В числе погибших – шестеро пешеходов, четверо водителей, один пассажир и один велосипедист, – рассказала старший инспектор группы пропаганды безопасности дорожного движения капитан полиции Нонна Гейнц. – В 87,5 процента случаев виновниками аварий стали водители транспортных средств. Свыше 40 процентов от общего числа ДТП с пострадавшими остаются наезды на пешеходов. В 2023 году зарегистрировано 110 таких происшествий, шестеро человек погибли, 108 получили ранения. Особое внимание уделяется безопасности на нерегулируемых переходах – в текущем году число ДТП на них выросло в два раза. Было совершено 39 наездов на пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах, в прошлом году – 19.
Пик аварий с участием пешеходов приходится на 7.00 – 10.00 утра и вечернее время с 17.00 до 20.00 – вечерние и утренние сумерки особенно опасны с точки зрения безопасности. Риски поможет снизить наличие световозвращателей. Особенно важно это для детей.
Сотрудниками Госавтоинспекции к административной ответственности в 2023 году было привлечено более 4500 тысяч водителей, допустивших нарушения правил проезда нерегулируемых пешеходных переходов, а также не предоставивших преимущество пешеходам, идущим на посадку или выходящим из трамвая. Штраф за непредставление преимущества пешеходам – от 1500 до 2500 рублей. Что касается пешеходов, было выявлено более 2000 нарушений ими правил дорожного движения. Самые распространённые – переход проезжей части в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора. Такое нарушение грозит пешеходу штрафом в размере 500 рублей. Фиксируются факты, когда нарушения совершают несовершеннолетние. В таком случае составляется спецсообщение, которое направляют в образовательную организацию для проведения профилактической работы, а также информируют родителей. Самое печальное, когда взрослые нарушают правила перехода через дорогу вместе с детьми. Тут одним штрафом не отделаешься – инспектора проводят разъяснительную работу, направляют информацию в образовательную организацию, которую посещает ребёнок, чтобы и там была проведена профилактическая беседа с детьми и родителями.
С 1 марта вступили в силу изменения в правилах дорожного движения, касающиеся проезда трамвайных остановок. Когда трамвай остановился, водитель также должен остановиться перед разметкой 1.17.2 а при её отсутствии – непосредственно трамваем, не создавая помех движению пешеходов, идущих на посадку или выходящих из вагона. Начинать движение можно только при отсутствии пешеходов на проезжей части и после выключения светового табло «Внимание, пассажир» (если оно есть). Про открытые двери трамвайного вагона в новой редакции ничего не сказано. Главное – не создавать помех пешеходам.
– В этом пункте ПДД говорится только про остановку трамвая. Трамвай начал движение – можно ехать водителям, – уточнил старший инспектор ДПС Алексей Тришаков.
Всё это касается неогороженных остановок. И ждать трамвай пассажиры должны только на тротуаре (а не на трамвайных путях). И идти на посадку только после того, как вагон остановился. Если остановка оборудована ограждением, то переходить на неё можно только на разрешающий сигнал светофора.
Пока сотрудники ГИБДД давали комментарии журналистам, пешеходы, не обращая внимания на стоящую патрульную машину, шли через дорогу на красный. Когда на горизонте показался трамвайный вагон, следующий от улицы Ленинградской в сторону Центрального рынка, стоящие на остановке пассажиры, не дожидаясь, пока трамвай подъедет, поспешили на посадку. Инспектор развёл руками:
– Не знаю, что с ними делать, всегда так.
В ходе рейда с использованием сигнальных громкоговорящих установок проводилась разъяснительная работа с участниками дорожного движения. Штрафовать «на камеру» сотрудники ГИБДД нарушителей не стали – ограничились предупреждениями.
Добавим, есть ещё один момент, провоцирующий магнитогорцев переходить дорогу в неположенном месте: на потенциально опасных перекрёстках и переходах, где нет возможности поставить светофор или установить «лежачего полицейского», администрация просто демонтирует переход. Так как нельзя делать нерегулируемый пешеходный переход на дорогах с многополосным движением. К примеру, пересечение улицы Ломоносова и проспекта Ленина – напротив главпочтамта. Там был пешеходный переход на протяжении многих лет. Более того, в соответствии с ПДД, при отсутствии пешеходных дорожек пешеходы могут пересекать проезжую часть по линии пересечения тротуаров и обочин. Любой перекрёсток – это пересечение тротуаров и обочин, и там можно переходить дорогу. Но администрация посчитала, что это небезопасно, и поставила ограждения. Чтобы попасть на другую сторону проспекта Ленина, нужно либо спуститься к остановке «ЦУМ», либо подняться до улицы Комсомольской. Что выбирают пешеходы? Идти через Ломоносова, правда, уже на свой страх и риск. И таких мест в городе много.
В ГИБДД уточнили – к ним ежедневно обращаются жители с просьбой по организации пешеходных переходов. Администрация не всегда готова идти навстречу. Сотрудники Госавтоинспекции выезжают на место, анализируют ситуацию, составляют протокол и направляют предписания по организации перехода.
– Например, было два проблемных места на 12-м участке, – пояснила Нонна Гейнц. – По одному из них в администрации ответили: не положено. А там садик, музыкальная школа, Дом культуры железнодорожников, идут дети в школу № 41. В ГИБДД проверили информацию и приняли меры для оборудования переходов в соответствии с нормативными требованиями. Или Труда, 47 – в соответствии с предписаниями сделали пешеходный переход с кнопкой вызова. Но с проблемой пешеходных переходов нужно обращаться, в первую очередь, в администрацию.