Как только на законодательном уровне пытаются что-то запрещать, сразу появляются ярые противники этого "безобразия". "Душат! Не тронь! Мое! Плевал я на ваши законы!" - это самое мягкое, что можно услышать от "пострадавшей" стороны. В принципе же - ничего не меняется...
Сперва запретили продажу алкоголя с содержанием этилового спирта более половины процента около детских, образовательных и медицинских учреждений. Затем запретили не только продавать, но и распивать у спортивных и культурных объектов, на автозаправках, вокзалах, в аэропортах, а также в местах массовых скоплений людей и возле источников повышенной опасности. Пиво - с июля - стало алкогольной продукцией, а пиво крепостью более пяти процентов теперь запрещено продавать в ночное время, кроме общепитов.
По-моему - правильная поправка. Так же считает и заместитель начальника отдела участковых уполномоченных полиции Степан Поздняков. И не только как блюститель закона, но и как гражданин.
- Как и многие, люблю на выходных с семьей отдохнуть в парке, - говорит он в частной беседе. - И обязательно найдется кто-нибудь рядом, кто пытается испоганить отдых. Так как я не при исполнении, то делаю просто замечание. Но что объяснишь человеку, когда он в нетрезвом состоянии? А виноваты как раз ларьки, которые чуть ли не на каждом углу - накупил пива, подзаправился, дошел до следующего ларька и по новой. И так, пока не дойдешь до невменяемости. Отсюда и рост преступности. Ведь ни для кого не секрет, что от алкоголя человек начинает звереть.
Наша частная беседа становится рабочей - отправляемся с участковым в рейд на остановку "Улица Тевосяна", где другие полицейские ждут факта продажи крепкого пива. Пока добираемся до остановочного комплекса, Поздняков продолжает:
- Несмотря на то, что закон вступил в силу с первого июля, мы предпринимателям дали полмесяца на то, что бы они пивную торговлю свернули. И только после этого стали проводить рейды. Сначала предупреждали, потом стали составлять протоколы об административном нарушении. Но лишь единицы перестали торговать. Остальные - исправно оплачивают штрафы либо переходят на ночной режим, когда появление законников - не будем лукавить - редкость.
- Получается, что бороться с предпринимателями-ларечниками - Сизифов труд?
- Я бы так не сказал. Многие, наверное, помнят, как пятнадцать лет назад в ларьках можно было купить и вино, и водку. И что же? Предприниматели сопротивлялись до последнего, но в итоге - крепкие напитки с прилавков исчезли…
Прибыли. У ларька двое участковых. Только что была произведена контрольная закупка крепкого пива: объяснение дают горе-покупатель и двое свидетелей-понятых. Продавщица забаррикадировалась в ларьке и на контакт идти не желает. Поздняков пытается ее успокоить:
- Поймите, вы в данном случае свидетель, ответственность будет нести предприниматель. Вам лучше сейчас открыть дверь, составим с понятыми акт.
Окошечко распахивается. Видно, что девушка напугана. Степан Петрович просит ее дать информацию о предпринимателе, санитарную книжку, сертификаты, лицензию… Елена, так представилась девушка, отвечает: "Документов нет, сама хозяйка будет через десять минут, и дверь я вам не открою".
А вот и грозная хозяйка ларечного бизнеса, уж точно не желающая идти на контакт с полицией.
- О, еще и прессу притащили, - зло бросает она. - Кто "заказал" меня? Попова? Сколько вам заплатили?
Попытка нормально поговорить не удается. По ее мнению, проверяют только одну ее, хотя, куда ни кинь взор, - торгуют пивом все. Документов она, естественно, предоставлять не собирается, а потом и вовсе достает из сумки сотовый телефон, начинает каждого снимать на видео, а от участковых требует, чтобы предъявили ей служебные удостоверения, которые "кропотливо" снимает на камеру.
Через пять минут к ней присоединяется то ли подруга, то ли защитница, то ли юрист, которая начинает учить уму-разуму участковых. Только полицейские оказались подкованней в законах, пришлось женщине отступить.
Участковые оформляют протокол. Предприниматель же отказывается отвечать на законные требования полиции, не желает подписывать документы, грубит… Из ее слов понятно, что бороться будет до последнего и, если нужно, об этом узнает вся страна. Вот только как узнает, она не пожелала делиться…
Факты о многочисленных нарушениях в данном ларьке полицейские передадут в земельную комиссию администрации города, те инициируют расторжение договора на аренду муниципальной собственности. Как оказалось, несколько подобных решений уже вынесены. Вероятнее всего, такая же участь ждет и хозяйку павильона, и ее упертых последователей - предпринимателей. Не факт, что это произойдет в ближайшие месяцы, но то, что город рано или поздно придет к цивилизованной торговле алкогольной продукцией, так сказать - по букве закона - это обязательно.