В ТОМ, ЧТО к Новому году главный зал главного Дворца культуры правобережья вновь распахнет свои двери для широкой публики, не сомневался никто – встреча самого долгожданного и самого радостного в году праздника вне стен ДКМ казалась невозможной уже потому, что такого не может быть в принципе никогда! Да и куда деться от простой арифметики: более 900 мероприятий ежегодно, среди которых не последнее место занимают торжества городского и областного масштабов, совещания и конференции высокого уровня – их абы в какой аудитории и абы на какой сцене не проведешь. Тем более что и сами залы, построенные по всем правилам искусства, в Магнитке можно по пальцам пересчитать. Первый из них создавался в конце 30-х годов прошлого столетия как зрительный зал старого драматического театра для города с расчетной численностью населения в 100–200 тысяч человек – тогда вся Магнитка вообще умещалась в масштабах левобережья. Второй и последний распахнул свои двери в год 50-летия города, когда значительная часть его жилых кварталов переместилась на правый берег Урала, а количество жителей перевалило за четыре сотни…
Однако уже к началу 90-х стало ясно, что типовой проект «рабочего Дворца», построенного в разгар претворения в жизнь лозунга «экономика должна быть экономной», перестал отвечать требованиям нового времени – маловат, тесноват, требует кардинальных доработок. И потому реконструкция внутренних помещений ДКМ в последнее десятилетие носит характер последовательный и непрерывный. Нижнее и верхнее фойе, комнаты для занятий и репетиционные залы, костюмерные и артистические – все это стараниями руководства и коллектива Дворца культуры металлургов обретает в последние годы новый современный облик. Что же касается объектов более крупных, требующих новых не только дизайнерских, но и технологических решений, заботу о них взял на себя комбинат. Восемь лет назад преобразился малый зал. Затем были последовательно реконструированы нижний бар и танцзал Дворца. В нынешнем году пришел черед лучшего из концертных залов города, вмещавшего некогда более 1100 зрителей.
Впрочем, начнем не с описания его теперешнего внутреннего убранства, а… с входных дверей. Конструкция их такова, что для глушения посторонних звуков, идущих из фойе во время представления, больше не требуется использовать специальные тяжелые занавеси. Двери закрылись и все – слушатель остался один на один с действом, происходящим на сцене. И никакая духота при этом в зале, заметьте, не скапливается – новая система вентиляции позволяет автоматически установить нужный режим проветривания…
Однако прежде чем попасть в сам зал, необходимо преодолеть входной пандус, звуки шагов по которому заглушит мягкий ковролин. Нижняя же подсветка и боковые поручни не дадут споткнуться на ровном месте даже зазевавшемуся на открывающуюся взору красоту зала. А посмотреть здесь есть на что. Выполненный в приглушенной красно-коричневой гамме дизайн интерьера создает ощущение мягкого волнообразного движения. Эта «волна» присутствует и в отделке потолка, и в оформлении стен, скрывающем боковые световые ложи, и в абрисе кресел партера и балкона.
Справедливости ради заметим сразу: в результате реконструкции количество мест здесь уменьшилось на две сотни. С одной стороны – таковы тенденции времени, тяготеющего к уходу из широкого шумного мира технократии в мир тишины и компактности. С другой – подобного решения потребовала необходимость увеличить проходы, улучшить акустику, сделать более просторными и комфортабельными кресла, конструкция которых оптимально учитывает все современные антропометрические показатели. Это означает, что, сидя в них, вы не будете в течение вечера подспудно ощущать усталость в теле из-за продолжительной неподвижности.
Вообще, создание пространства, максимального удобного и для тех, кто находится на сцене, и для тех, кто сидит в зрительном зале, являлось главной задачей и для авторов проекта реконструкции, и для тех, кто воплощал его в жизнь. Директор Дворца Светлана Буданова с улыбкой вспоминает сегодня, как всполошилась было, увидя, что норвежцы, монтировавшие новые кресла, крепят к ним номерные знаки не сверху, не сзади, а прямо спереди – на мягкие высокие спинки. Оказывается, согласно современным европейским канонам, свой номер зритель должен видеть сразу, проходя по ряду, а не перегибаясь и не спрашивая уже сидящих: «У вас какое место?..»
Общий свет в зале теперь тоже гаснет мягкой волной, постепенно переключая ваше внимание на сцену. А сцена ДКМ – это мир особый. Самая большая в городе, она подходит и для симфонических концертов, и для балетных спектаклей классического репертуара, и для показа полномасштабных шоу-программ. Ныне, благодаря оснащению зала новейшей свето- и звукоаппаратурой, здесь будет возможно сделать если не все, то очень многое. Около 300 современных световых приборов плюс компьютерное оснащение английского, американского и чешского производства позволяют создавать «свою» световую партитуру для любого действа. Специальный экран, на котором с помощью лазерного луча можно «рисовать» яркие объемные фигуры и плоскости, практически полностью способен заменить громоздкие декорации, а это означает, что от них освобождается не только сама сцена, но и ее закулисная часть.
Рассказывая об этом, Светлана Георгиевна точно поэму читает, демонстрируя, как теперь здесь можно будет разместить вешалки для костюмов, повесить зеркало, чтобы перед выходом артист лишний раз мог поправить грим или сбившийся локон.
– А вот это, – говорит она, показывая на компактный проектор, установленный в арьере сцены, – новшество, позволяющее избежать «технических» накладок во время демонстрации слайд-фильмов. Дело в том, что экран наш работает на просвет – изображение на него можно проецировать как из окна осветительской будки, так и отсюда – из глубины сцены. Последнее удобно, когда она заполнена участниками коллективов – никакие тени на экранное изображение при этом отбрасываться не будут…
Окно будки осветителя тоже, кстати, поднято теперь над последним рядом на такую высоту, что даже вставший во время показа в полный рост зритель не попадет в луч света и не «отразится» темным пятном на заднике сцены. Что уж говорить о звукоаппаратуре немецкой фирмы «Динакорт»! Ее не надо видеть, ее не стоит описывать – ее лучше просто услышать…
Особый танцевальный настил, покрывающий ныне сцену, различные спецматериалы, использованные в обшивке стен, облегченные фермы для осветительной аппаратуры, современный, созданный с помощью новейших технологий, раздвижной занавес… Старый, впрочем, говорит Светлана Георгиевна, уникальной ручной работы, чуть ли не «контрабандой» уведенный в свое время магнитогорцами у Свердловского театра оперы и балета, а затем верой и правдой прослуживший Дворцу четверть века, они тоже намерены сохранить – это их история, это символ надежности и незыблемости лучших традиций. Ведь у каждого времени – свои приметы…
Мы вновь выходим в фойе. Здесь уже толпятся зрители. Они будут первыми, кому предстоит оценить проведенную реконструкцию, генеральным подрядчиком которой стало ООО «Бест». Проектировочные работы выполнило ООО «Технодизайн». ООО «Норма» обеспечило зал новым вентиляционным и пожароохранным оборудованием, а московская фирма «Протон-Светогор» занималась свето- и звукооснащением. Кроме того, активную помощь при проведении работ оказывали коллективы Механоремонтного комплекса и управления главного энергетика ОАО «ММК». Да и коллектив ДКМ в стороне от дела не оставался. Особой благодарности, однако, считает директор, заслуживают электрики Дворца во главе с мастером Виктором Жуковым, заведующий звуко-техническим отделом Евгений Михаэлис и электроник Евгений Моисеенко, находившиеся все это время, что называется, «на передовых позициях».
Перечислить всех руководителей комбината, кому они благодарны за осуществление проекта, невозможно. Возглавляет список, конечно же, имя президента ООО «Управляющая компания ОАО «ММК» Виктора Рашникова, мимо внимания которого не проходит ни одна мелочь, связанная с жизнью ДКМ. Сегодня на очереди – благоустройство дворцовой площади. Здесь по проекту должны появиться не только красивые цветники, но и необычный фонтан, а фронтон здания украсит эмблема ММК на фоне сверкающей реки расплавленного металла. Однако все это – лишь самые общие планы на будущее. И потому не станем предвосхищать события, ведь разговор о них – уже совсем другая история…