ПРОКУРАТУРА Ленинского района рассмотрела обращение группы жителей 14-го квартала, которых, по их мнению, силком "загнали" во вновь образованное товарищество собственников жилья.
Судя по ответу, организаторы ТСЖ не нарушили все положенные формальности, и достаточных оснований для принятия мер прокурорского реагирования в ходе проверки не установлено. Вместе с тем прокурор района С. Горшков разъяснил, что в соответствии с ч. 6 ст.46 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суде решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме, при нарушении требований кодекса в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано собственником в суд в течение шести месяцев со дня, когда собственники узнали или должны были узнать о принятом решении. Впрочем, подытожил прокурор, и данный ответ может быть обжалован прокурору области или в суд Ленинского района.
Судя по ответу из прокуратуры, вся проверка заключалась в вызове "на ковер" председателя ТСЖ "Наш двор" Зайнап Исаевой, которая предъявила свидетельство федеральной налоговой службы о государственной регистрации юридического лица - ТСЖ "Наш двор" и постановке его на учет в налоговом органе, Устав ТСЖ, документы по проведению общего собрания собственников жилых помещений многоквартирных домов. По документам выходит, что в общем собрании в форме заочного голосования приняли участие и проголосовали за создание ТСЖ собственники помещений, обладающие более чем 51 процентом голосов от общего числа собственников жилых помещений. А на следующий день, 26 июня 2008 года, ООО "ЖРЭУ №1" по акту передало правлению ТСЖ "Наш двор" документы, связанные с управлением многоквартирными домами. Зайнап Исаева предоставила в прокуратуру также копии договоров с энергоснабжающими организациями, причем цены и тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг соответствуют действующим тарифам в городе.
Редакция "Магнитогорского металла" тоже получила письмо жителей 14-го квартала - фактически копию того, что было направлено в прокуратуру. Начинается оно так:
"Случайно, от дворников ЖЭУ-4 в конце июня мы узнали, что на днях будет подписана документация на объединение домов квартала в ТСЖ. Мы начали сбор подписей против такого объединения. С ТСЖ отказались иметь дело более 150 собственников, а фактически их немного больше…"
О том, что затевается организация ТСЖ, многие все же знали. Еще в марте по квартирам разнесли по три бумаги в конвертах. Одна из них - уведомление о проведении заочного собрания, подписанное все той же Зайнап Исаевой, которая и предложила себя в председатели. Еще одна бумага - для голосования по восьми пунктам. Была попытка организовать и очное собрание, которое прошло в стиле "базар-вокзал" всего за полчаса - под открытым небом, без регистрации присутствующих, без секретаря и протокола. Многие проигнорировали эту "стоячую сходку", проголосовав "ногами". После того как работницы домоуправления вновь обошли квартиры и забрали бланки заочного голосования, многие из которых, как утверждают авторы письма, остались незаполненными, наступило затишье: многие собственники понадеялись, что "страшное слово "ТСЖ" больше звучать не будет. Особенно после того, как из квитанций по квартплате, полученных в июне, они увидели, что появилась у них новая частная управляющая компания - ООО ЖРЭУ №1. Но вездесущие дворники нарушили идиллию, а слухи - подтвердились.
Полагаю, что организаторы ТСЖ сумели наскрести необходимый 51 процент голосов - даже не прибегая к фальсификациям. И что вторая половина собственников не знала об организации ТСЖ или голосовала "против". Да и Зайнап Исаева сообщила в прокуратуру, что в заочном собрании приняли участие только проголосовавшие - 51 процент собственников. А в общем собрании приняли участие жители 24 многоквартирных домов, тогда как в 14-м квартале таких домов 27. Утверждается, к примеру, в письме, что жильцы дома № 45 по улице Уральской вообще не получали бланков для заочного голосования.
Понятно, люди, оставшиеся за бортом "решения", почувствовали себя уязвленными. Пошли всевозможные слухи, предположения, домыслы - как всегда, когда нет ясной информации. В том числе и "ужастики" о скором выселении из квартир за просрочку платежей, которые наверняка возрастут. И якобы все делается для того, чтобы собрать с людей побольше денег - из сообщений в СМИ известны такие случаи об исчезнувших вместе с персонажами, возглавившими ТСЖ, миллионах. И о государственных деньгах, выделяемых на реконструкцию жилфонда, на которые "некоторые" наверняка положили глаз. И так далее.
Безусловно, было бы логичнее, если бы вдруг идея самоуправления на ниве своей же жилой собственности вдруг овладела массами. Но в обозримом будущем этого, скорее всего, не предвидится. Подавляющее большинство собственников квартир относятся, как принято говорить, к "пофигистам" - их собственность заканчивается входной дверью, а на остальное можно плюнуть. В том числе и буквально. И сколько ни призывай, никакого полноценного собрания с положенным кворумом не организовать - сегодня это на уровне фантастики. Поэтому законодатель и допустил "общее собрание с заочной формой голосования". Которое никакое не "общее", а "заочное" голосование, чаще напоминающее приобретение голосующими кота в мешке. И уже есть немало примеров, в том числе и в Магнитогорске, когда инициаторы создания ТСЖ, они же его, как правило, и возглавляющие, напоминают Бармалея, призывавшего, как известно, в светлое будущее далеко не демократичными способами. Благо, нынешнее законодательство это позволяет - были бы соблюдены формальности.
Можно, конечно, обратиться в суд - опротестовать решение о создании ТСЖ. Но там, как минимум, придется документально доказывать, какие конкретно права собственника были ущемлены - предположения, домыслы и слухи суд во внимание не берет. В том числе и для признания недействительным протокола № 1. Но ведь можно обойтись и без конфронтации. Отчетность перед собственниками и выборность руководящего звена ТСЖ предусмотрены уставом товарищества. И если появятся конкретные примеры ущемления прав собственников, претензии можно предъявлять сполна и предметно, без всяких "если" и "вдруг". Но это опять-таки, если "народ созреет".